Общаться с Ириной Билык - как уплетать борщ после долгой разлуки с украинской кухней: не заметишь, куда за пять минут тарелка подевалась. Так и нашу беседу с певицей не хотелось заканчивать. Мы проболтали бы под юрмальскими соснами еще пару часиков, но Иру из зала "Дзинтари" увел за руку богатырь-помощник, угрожающе гремя нам вслед колесиками чемоданов. Пришлось на ходу артистке докрикивать в диктофон, что совсем скоро пригласит журналистов на крышу киевской высотки - выпить в 5 утра бокал шампанского за выход ее нового альбома "Рассвет"…
Президенты не жаловали
- Ира, однажды вы очень любопытную мысль высказали - мол, если посадить всех артистов за стол переговоров и дать им решить любую проблему - справятся быстрее, чем все власть имущие разом взятые! О чем бы "заседали" в первую очередь?
- О-о-о, да здесь целое раздолье для деятельности! Начнем с того, что у нас есть Министерство культуры, которое формирует государственную политику в сфере кино, культуры и искусств. КТО такая эта самая "культура"? Всего лишь человек десять артистов первого эшелона, еще человек двадцать менее известных, но тоже уважаемых и любимых. Так вот, никогда за всю мою карьеру ни один министр культуры не собирал народных и заслуженных артистов в одном кабинете и не спрашивал: "А что вам надо? Чем вам помочь?" А этого очень не хватает.
- Вы как-то признавались, что, кроме Юлии Тимошенко, не были знакомы лично ни с одним из представителей власти…
- Верно. И, кстати, ни один из четырех президентов Украины никогда меня особо не отличал подарками, квартирами или памятными знаками.
- А как же ваш участок под Киевом?
- Он куплен исключительно на мои "кровные". Никогда у меня не было ни любовников богатых, ни миллионеров, которые бы в меня вкладывали. Все, что заработала - то и мое. Я, кстати, одна из последних певиц, получивших звание "народной". До 2008 года оно уже было у всех - у Ани Лорак, у Наташи Могилевской, у Русланы… И вот мы с Андреем Данилко были последними из того поколения артистов, кто в один день из рук президента Ющенко получили награды. Но знаете почему? Потому что Виктору Андреевичу дочка сказала.
- ?!
- Да! И я не боюсь сейчас об этом говорить. Лина (старшая дочь Виктора Ющенко - Виталина. - Ред.) сказала отцу: "Тебе не стыдно, что Данилко и Билык не имеют звания? Все имеют! Папа, пожалуйста, сделай так, чтобы мои любимые певцы стали наконец "народными". Он и послушался. Ну вот могли бы вы представить, что звание "народных" выпросила для меня и Данилко президентская дочь? (Смеется.) Это было за неделю до ухода Ющенко с должности.
- А с семьей Петра Порошенко вы не были раньше дружны?
- Я близко дружу только с кумовьями нашего президента - Оксаной Билозир и ее мужем Романом, который назначен сейчас на должность директора Дворца культуры "Украина". Мы с Ромой на днях говорили о том, что сейчас будет все по-новому. И мы очень ждем перемен. Например, для меня стало приятной неожиданностью, что отныне все народные и заслуженные артисты при желании попасть на любой концерт во Дворце "Украина" могут позвонить в дирекцию и бесплатно получить пригласительные в VIP-ложу. Если раньше я покупала билет папе-маме-себе, то сейчас могу просто прийти и посмотреть концерт любимого артиста. А еще Рома снизил цену аренды зала для украинских артистов и дал разрешение на то, чтобы растяжки концертных плакатов артист мог делать за полгода до самого концерта, чего раньше тоже не было. Вот и мои плакаты скоро появятся - 8 апреля 2015 года планирую выступить в Киеве с новой программой.
- После ситуации вокруг Ани Лорак в Одессе вам не кажется, что артистам нужно сейчас с особым вниманием относиться к тому, ЧТО они говорят и ГДЕ выступают?
- С этим, надеюсь, у меня проблем не будет. Мои зрители меня никогда не оставят. Другое дело - объявился какой-то интернет-тролль, мешающий мне нормально работать. Этот трансвестит работает под псевдонимом Дита Каприз, и "работа" его заключается в том, чтобы распространять в Сети ложные провокации. Например, мой недавний концерт в одесском клубе "Итака" пришлось оцепить кольцом милиции из-за сообщения этого вредителя в Фейсбуке о том, что на меня будет совершено нападение. Пришлось вести себя как капризная звезда и попросить много охраны. Сейчас мы ищем провокатора через милицию и обязательно найдем, пусть даже не сомневается! Я против того, чтобы такие люди приходили ко мне на концерты. Если вечером он одевается в костюм Ирины Билык, красит себе лицо и становится женщиной - значит, у него что-то с психикой! Ведь днем он строчит в Сети угрозы, что что-то со мной сделает… Таких людей надо аннулировать. Но он не понимает! Хотя с ним уже пытались говорить даже с позиции силы. Своих поклонников я обожаю, всегда к ним близко подхожу, многих знаю по именам и никогда не отказываю в фото - даже в три часа ночи.
Мама уедет из Киева, чтобы открыть "заБИгаловку"
- 7 августа в Юрмале состоится ваш сольный концерт. Публику, избалованную яркими шоу, чем будете удивлять?
- Это будет очень веселый концерт без фонограмм и обязательно с украинскими песнями. Очень надеюсь, что в зале будет много украинцев, как это происходит на моих гастролях в Англии, в Америке… Надеюсь, мои поклонники наденут вышиванки, девчонки - венки… Говорят, что после моих концертов становится легче на душе, а некоторые люди даже выздоравливают (смеется).
- Уверена, и у вас самой есть чудо-оберег…
- Он и сейчас при мне (достает из-под лифа платья и целует). Это нательная иконка святой Матроны. В сложные минуты мне всегда помогает молитва.
- Ваша мама весной мне рассказывала, что собирается переезжать из Киева. Как вы эту идею восприняли?
- Да, мамуля хочет в городе Корсунь-Шевченковский сделать ларек. То ли кафешку, то ли забегаловку, а может - ресторан (смеется). Я пообещала, что финансово помогу. Ну, вот очень уж ей хочется за прилавком там стоять, готовить пирожки, блинчики и чай. Название пока не придумали. Мы шутим: будет с моей фамилией связана - "заБИгаловка".
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
"Не смогу петь там, где убили моего друга"
- Не планируете выступить перед украинскими военными, подбодрить ребят песней?
- Знаете, недавно в АТО погиб мой близкий друг (голос Иры в этот момент дрожит от слез. - Ред.). Генерал пограничных войск Игорь Момот. Говорить о том, что я могла бы стать на том месте, где его убили, и петь - невозможно. Нет. Мне вот предложили поучаствовать в концерте для беженцев, которые живут в Бердянске, и мы сейчас ведем переговоры, чтобы я туда приехала без группы. Планируется какая-то беседа, записки с вопросами и несколько песен. Сейчас говорить для людей намного важнее.