Изменить судьбу государственного телевидения в нашей стране пытались многие, но за 23 года эти усилия так и не увенчались успехом. Пожалуй, самым активным "строителем" общественного ТВ на базе Национальной телекомпании Украины стал Зураб Аласания, вступив на должность главы компании четыре месяца назад. Наш собеседник Клаудио Каппон, который долгое время был гендиректором итальянской телекомпании RAI (крупнейший общественный вещатель Европы), приехал в Украину посмотреть, как Первый Национальный движется в этом направлении.
Как это было в Италии
- Европейское общественное телевидение - это дитя телевидения государственного. Например, в Италии процесс его создания начался внезапно, он не был запланирован политиками. В 1975 году Конституционный суд заявил, что монополии на вещание больше быть не может, и принял ряд законов относительно общественного вещания. Но этот процесс никогда не заканчивается. Все это связано с тем, что общество меняется, меняются его запросы, увлечения. Поэтому общественный вещатель должен все время адаптироваться к ним. Однако ключевые ценности должны быть всегда одни и те же: независимость, открытость для всех членов общества и готовность удовлетворять потребности всех слоев населения. Но, считаю, идеальной системы на самом деле не существует.
Откуда берутся деньги
- Итальянский общественный вещатель - компания RAI - является одним из крупнейших общественных вещателей Европы. В ее структуру входят три основных канала, предлагающих широкий спектр программ, десять цифровых тематических каналов (спортивный, детский, кино, информационный и т. д.) и пять радиоканалов. 70 процентов финансирования RAI - это лицензионный взнос от зрителей. Он составляет 115 евро в год и, по сравнению с другими европейскими странами, является небольшой суммой. Взимается такой взнос с одной семьи: каждый, кто имеет телевизор, должен заплатить этот взнос независимо от того, смотрят они данные каналы или нет. Чуть менее 30 процентов - это доход от рекламы, что считается высоким процентом. Плюс RAI продает продукты своего производства, хотя это небольшие деньги. Также есть очень строго целенаправленное финансирование от государства, но оно также незначительное - 1-2 процента, идет, например, на программы для нацменьшинств.
Какие телепрограммы популярны у них
- Аудитория RAI - около 40 процентов всех телезрителей в Италии. Самый популярный у нас - это информационный сектор (новости RAI смотрят по всей стране). На втором месте - спорт. На третьем - итальянское художественное кино (в течение последних 15 лет компания активно инвестирует в местное кинопроизводство). Ну а на четвертом - политические ток-шоу, хотя сейчас они стали менее популярными.
Чего не хватает Украине
- За последний месяц ваш Первый Национальный запустил много новых проектов. Это журналистские расследования, экономические форматы, и я могу сказать, что они действительно очень инновационные. Это хорошее начало, хороший шаг вперед. И теперь очень важно сделать этот процесс естественным. Для этого необходимо выполнить четыре пункта:
1. Украине нужно принять законы, которые будут описывать правила, принципы, действия вашего общественного ТВ и гарантировать его независимость.
2. Создать схему финансирования, которая будет стабильной и надежной в течение хотя бы нескольких ближайших лет.
3. Понять свою миссию и ценности, которые у каждой страны свои. Например, Великобритания сфокусирована на информации, Италия - на культуре. Вы тоже должны определить, что нужно вашему обществу и что ему можете дать только вы и никто другой.
4. Стабильное руководство, которое не будет постоянно находиться на грани увольнения. Я, бывая у вас, неоднократно видел хорошие перспективы, идеи, старты, но это всегда оказывались фальстарты.
А самое сложное в том, что все эти факторы должны быть соблюдены одновременно.