Эльвира Митрофанова 23 года прожила в доме с Людмилой Георгиевной, была ее помощницей и костюмером, воспитывала племянников. Мы попросили ее поделиться воспоминаниями о великой артистке.
"Платье - тряпка, чего убиваешься?"
На работу к Зыкиной Эльвира попала совсем юной.
- Я обожала Людмилу Георгиевну, - говорит Митрофанова. - Буквально с пяти лет ходила на ее концерты, сначала мама меня водила, потом сама. Дарила цветы, караулила у кулис, примелькалась. Даже ее последний муж, баянист Виктор Гридин, с которым она выступала, ей говорил: "Котик, к тебе ребенок пришел" (так он меня прозвал).
В 18 лет я потеряла родителей, осталась сиротой, о чем рассказала Зыкиной, придя на ее концерт. Она расспросила, где живу, чем занимаюсь. А при следующей встрече предложила: "Приезжай ко мне, дам тебе работу". Так я и стала жить у нее.
Личный костюмер артистки Елена Михайловна Бадалова учила меня премудростям профессии. Как надо подходить к певице, подносить ей платья, вовремя уйти, если не то настроение.
Однажды Елена Михайловна заболела, и без нее поехала на гастроли с Зыкиной. Жутко боялась сделать что-то не так, ну и напортачила! Не знала, что надо утюжить паром и через марлю бархатное платье. Прогладила и примяла ворс. Так перепугалась, что на нервной почве пропал голос, слова сказать не могла! Когда Людмила Георгиевна поняла, в чем дело, сказала: "Возьму другое платье. Это же тряпка, чего ты убиваешься?!"
Не сковорода, а беда!
- Вместе с работой костюмера я начала осваивать домашнее хозяйство. И тут тоже случались казусы. Как-то решила помыть посуду. Смотрю - сковородка вся черная. Решила, что сильно пригорела, отдраила ее добела. Людмила Георгиевна увидела: "Детка, так не надо делать больше!" Она эту тефлоновую сковородку тащила из-за границы. А я и не знала, что это такое!
Первое время у меня все из рук валилось, разбивала посуду. Когда разбила очередную чашку, идет Зыкина по коридору и спокойно: "Разбила? Еще раз разобьешь - выгоню". И больше я за всю свою жизнь ничего не кокнула!
Людмила Георгиевна питалась просто. Любила яичницу на сале, про которую говорила: "Я на этом выросла", омлет с зеленью, квашеную капусту. Макароны обязательно ей нужно было сделать с поджаренной корочкой...
|
Из песни слова не выкинешь
- Была я с Зыкиной на гастролях в Европе, Австралии, Японии, Новой Зеландии - по всему миру! - продолжает Эля Митрофанова. - Очень Людмилу Георгиевну Ким Ир Сен любил. Как-то он пригласил наш ансамбль "Россия" в свою резиденцию, расположенную в громадном бункере в Северной Корее. Заезжали под землю, в этот бункер, прямо на автобусе. Там уже были накрыты столы. И вывозят на тележке аппаратуру, коробки со всякой всячиной, от телевизора до магнитофона - подарок Ким Ир Сена Зыкиной. Тогда Людмила Георгиевна с улыбкой сняла кольцо с руки и подарила ему взамен...
"Твой ребенок - это я"
- Находясь возле Людмилы Георгиевны, я не создала своей семьи, не родила детей. Как-то стала жаловаться Зыкиной, а она в ответ на мое "я хочу ребеночка" сказала: "Тебе ребенка оставить будет не с кем, нет у тебя ни папы, ни мамы, ни бабушки, ни дедушки. А мне нужен человек возле меня 24 часа в сутки. Запомни раз и навсегда: главный твой ребенок - это я! Хочешь - рожай, но работать со мной не будешь". А я с детства любила ее да и понимала: куда мне идти?
Когда я еще раз заикнулась о материнстве, Людмила Георгиевна сказала про своих трех племянников, которые жили с ней: мол, тебе этих детей мало? Воспитывай Катю как свою дочь.
Ловила мышей для кота
- Правда, что у Зыкиной увела мужа ее же воспитанница, певица Крыгина?
- Не думаю. Просто Людмила Георгиевна пригласила Крыгину и Гридина с собой на гастроли в Германию. Там они познакомились и потом поженились. Но это было уже после того, как она сама предложила мужу спустя 15 лет брака жить раздельно. Сказала, что два музыканта в доме - перебор. Виктор Федорович по выходным на баяне репетировал по восемь часов. У Людмилы Георгиевны голова начинала болеть. Ну и, наверное, ему не нравилось быть на вторых ролях. Тем более что и дома певица мужем командовала. Она ему купила отдельную квартиру. Он то там жил, то к нам приходил. Так постепенно они и отдалялись. Подал на развод он по ее инициативе.
Виктор Федорович ей говорил: "Котик, не выгоняй меня! Если выгонишь, я умру". И когда они развелись, он, хоть и женился на Крыгиной, через два года умер.
- Домашние животные у Людмилы Георгиевны были?
- Собака жила на даче, кот Вася. Раз был случай: мы ждали гостей, был накрыт стол в зале. И забежала мышка. Людмила Георгиевна с ее молниеносной реакцией эту мышку через тюль схватила. И несет ее за хвост: "Вася, я тебе мышку поймала!" Гости как раз заходили и диву дались: "Сама Зыкина мышей для своего кота ловит!"