Этот концерт прошел еще в пятницу вечером, до того как в Украине объявили траур. За два часа своего выступления Жванецкий ни разу не сказал что-то конкретное о Майдане, о конфликте между Украиной и Россией, о ситуации на востоке нашей страны, о Крыме. Но и обойти эти самые главные темы сегодняшнего дня он не мог. Поэтому тонко намекал, недосказывал, проводил параллели… Но при этом не шутил, а просто говорил мудрые вещи, которые понятны всем, но могут прийти в голову только гениальному человеку.
Перед тем как цитировать Жванецкого, вспомним его же слова: "Неточное цитирование – уже кое-что свое под чужой фамилией". Поэтому, если вдруг ошибемся в каком-то слове, надеемся, что Михаил Михайлович нас простит. Ведь именно он сказал: "Умный простит. Остальные не в счет".
Итак, самые свежие мудрости жизни от МЖ:
- Наша свобода - бардак, наша мечта - порядок в бардаке.
- То, что при демократии печатается, при диктатуре говорится. При диктатуре все боятся вопросов, при демократии – ответов. При диктатуре больше балета и анекдотов, при демократии – поездок и ограблений. При диктатуре могут прибить сверху, при демократии – снизу, при порядке – со всех сторон.
- Есть три пути развития: стоять на месте, лежать на месте и наш - лежать на правильном пути.
- Украинцы и грузины, как молодожены, - хотят жить одни. А россияне, как родители, - хотят жить с ними.
- Чиновник! Всегда помни, что ты – взяточник! Тебе потом напомнят, но поздно будет… Бизнесмен, всегда помни, что ты мог тихо уехать из этой страны. Когда тебе об этом напомнят - хрен ты оттуда уедешь… Политик, всегда помни: наши люди пьют из чувства протеста. Как только пить перестанут, ты не спасешься!
- Самая страшная месть – это прощение.
- Твой ребенок - первый человек, который от тебя полностью зависит, а ты не сможешь им руководить.
Видео и фото Алексея Сысоева
Организаторы концерта сразу же предупредили журналистов: никаких интервью, походов за кулисы, автографов и фотосессий. Снимать Жванецкого на сцене можно только в первые пять минут. Чувствовалось, что и сам Михаил Михайлович, выходя к публике, немного скован и напряжен. Как-то нервно он открывал свой знаменитый портфель, доставал из него рукописные листы и раскладывал их на столе… И первые слова после встречных аплодисментов писатель (для меня МЖ не юморист и не сатирик, а именно мудрый жизнеоПИСАТЕЛЬ) сказал на выдохе с какой-то тяжелой грустью:
- Вот я и приехал в такую родную и незнакомую страну… Но меня не надо бояться – я давно отключил радио и телевидение, поэтому добр и весел…
Но уже минут через пять, окунувшись в очередной "горячий душ" аплодисментов, Писатель расслабился, заулыбался своими мудрыми глазами и, отложив листок, с легкой дрожью в голосе сказал:
- Лучшей публики, чем в Киеве, я просто не знаю. Я уже страшно испугался и боялся ее потерять. Но пока, слава Богу, она есть! И пока, слава богу, я здесь.
После этого зал оказался в его абсолютной власти на ближайшие два часа. А Жванецкий был с ним, в нем, над ним… Здесь, в Октябрьском дворце, два часа жила новообразованная радостной мудростью "єдина країна", о которой мы так давно грезим…