28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Отцы и дети: кто виноват и что делать

Отцы и дети: кто виноват и что делать
Фото: Фото: thinkstockphotos

Сегодня Надежда Матвеева и эксперты ее программы "Все буде добре" рассказывают нам, как провести этот период с пользой и удовольствием для вашего ребенка, не погрязнуть в конфликтах и установить правила, которые пригодятся в будущем. 

Лишний вес: решаем проблему

Эксперт: семейный врач Константин ЗЕЛЕНСКИЙ 

Фото: СТБ

Как бы жестоко ни звучало, но ребенок имеет лишний вес благодаря "стараниям" родителей. Ведь дети сами не пичкают себя всевозможными калорийными продуктами и не поощряют себя сами. Сегодня мы разберемся, какие ошибки допускают родители, даже не подозревая, к какой трагедии они могут привести.

Еда вместо удовольствий. Нужно отказаться от поощрений такого типа: если будешь слушаться, получишь конфету, если нет, останешься без сладкого. Отвлеките ребенка на другие виды удовольствий: покачайте его на качелях, поиграйте в мяч, это позволит ему забыть о конфете или бутерброде. К тому же подвижные игры пойдут только на пользу.

Отсутствие правильного режима. Для любого ребенка важно создать систему ритуалов - последовательность правильных полезных привычек. Начать можно с зарядки после сна или уборки за собой со стола. Начните с чего-то одного, а потом, раз в 3-4 дня, вводите новые полезные ритуалы. Важно также приучить ребенка завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время. 

Перекармливание. Исследования показали, что мама, которая кормит малыша смесью, заменяя или дополняя молоко, дает в разы больше, чем ему нужно. Многие родители недовольны видом и вкусом смеси, которая разведена правильно: она жидковатая, и они стремятся сделать ее гуще. Для ребенка это вредно: лишние жиры, белки, калории приводят к избыточному весу. Но еда - одно из первых удовольствий малыша, и он не отказывается. Поэтому, кормя смесями, соблюдайте инструкцию! А для тех, кто постарше, есть простой способ - нужно тщательно пережевывать еду. 

Лишние запреты. Дети труднее, чем взрослые, переносят ограничения в пище. Они не понимают, почему кому-то можно чипсы и мороженое, а кому-то нет, и воспринимают это как наказание. Так, выходя за порог, они накидываются на те продукты, которые им запрещают есть дома. Нужно добиваться, чтобы ребенок сам осознавал, что можно, а чего нельзя. Пищевые привычки ребенка формируются до 4-5 лет. Если вы воздержитесь от вредной пищи в этот период, то ребенок и дальше будет искать пищу, к которой привык.

Личная выгода. Порой мамы и бабушки раскармливают детей, чтобы продлить их детство. Именно с ним ассоциируются круглые щечки, толстые ножки и пухленькие ручки. Ребенок растет, и многие мамы неосознанно извлекают "выгоду" из его тучности: он менее подвижен и из-за этого дольше остается маминым ребеночком. 

Тренируем память и внимание

Эксперт: специалист по эйдетике Елена КАЛАЧИКОВА 

Фото: СТБ

Развитием памяти родители должны заниматься самостоятельно. И чем раньше вы займетесь "тренировкой" памяти, тем успешнее ваш ребенок будет в учебе, а потом - и в работе. 

Забудьте слово "запомни". Вы можете правильно перестроить память вашего сына или дочки дома. Память делится на произвольную (если нужно запомнить что-либо, сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, все происходит само собой). Поэтому первое, что я говорю родителям, - забудьте слово "запомни": как только ребенок слышит его, он напрягается. Вместо слова "запомни" используйте слово "представь". Так вы включаете его воображение, и процесс запоминания становится в разы эффективнее. К тому же запоминание должно стать увлекательной игрой: с помощью игр вы сможете "обмануть" мозг ребенка. Ведь все, что приносит ему удовольствие, запомнится непроизвольно.

"Прятки". Для детей самого младшего возраста (10 месяцев - 1,5 года) существуют игры, развивающие память. Например, игры "Найди игрушку" или "Прятки". 

"Чего не хватает". Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра "Чего не хватает". На столик ставятся несколько предметов, лучше - игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них пару минут, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант - с исчезновением двух и более игрушек). 

Наказание ребенка: вред или польза?

Эксперт: детский психолог Юлия УЛЬЯНОВА 

Фото: СТБ

Некоторые психологи считают, что наказание не уместно в воспитании ребенка. Но, как показывает практика, те дети, которые росли безнаказанными и без ограничений в поведении, вырастают либо избалованными, наглыми, с ощущением вседозволенности, либо неприспособленными и уязвимыми, ведь не все в жизни прощается, как это делает мама. Наказания можно осуществлять пятью способами, выбор которого зависит от конкретной ситуации. 

Атака голосом. Далеко не самый лучший способ, ведь часто крик сопровождается оскорблениями в адрес ребенка. Дети плохо понимают суть претензий, зато хорошо запоминают слова. И мгновенно усваивают подобный стиль поведения. Повышение голоса, как ни странно, допустимо только в раннем возрасте, когда ребенок реагирует не столько на смысл, сколько на тон произношения. 

Лишить хорошего. Этот способ наказания приемлем тогда, когда взрослый заранее проговорил с ребенком, за какие "правонарушения" тот будет лишен каких-либо значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о наказании нужно без раздражения, крика и агрессии - спокойным, доброжелательным тоном. И, конечно, ни в коем случае нельзя лишать ребенка еды, прогулок на свежем воздухе, общения с другими детьми. Также нельзя лишать ребенка чего-то демонстративно, при других людях. 

"Арест". В этом случае можно поставить в угол, отправить посидеть в своей комнате, но ни в коем случае нельзя закрывать детей, например, в ванной или в темноте - так могут развиться страхи и фобии. Помните, что после "заточения" нужно обязательно обсудить с ребенком все, что произошло, и сделать соответствующие выводы, иначе затворничество будет просто бессмысленной "отсидкой". Само наказание должно следовать непосредственно за "преступлением", иначе малыш просто не поймет, за что его наказали.

Запугивание. С этим способом нужно быть очень осторожным. Хорош он тогда, когда на ребенка не действуют истинные аргументы. Например, он не понимает, что перебегать дорогу опасно, поэтому можно сказать, что придет милиционер и заберет его от мамы в тюрьму. Но ни в коем случае нельзя пугать детей страшной Бабой Ягой или другими мистическими существами. Детки до 6 лет еще не способны различить, где реальный мир, а где фантастический. У впечатлительного малыша может сложиться представление, что существует некая сила, способная сделать ему больно. 

Игнорирование. Игнорировать надо не самого ребенка, а неугодное поведение. Когда вы игнорируете самого ребенка, вы тем самым даете ему понять: ты такой меня не устраиваешь. Но помните: когда родители днями не разговаривают с детьми за малейший проступок, действенный метод может превратиться в эмоциональное насилие. Не напоминайте ребенку его прошлые грехи и обязательно миритесь после ссоры. 

Больше советов - в программе "Все буде добре" на СТБ с понедельника по четверг в 16.00 (повтор - с 6.00).