28501
0
7 мая
Загрузить еще

Александр Градский - о первом выступлении "Машины времени": Вас всех забудут, а эти будут играть

Александр Градский - о первом выступлении
Фото: Градский ... Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Известный телеведущий, публицист и наш автор Евгений Додолев выпустил книгу "Времени машины", в которой рассказал о творческом пути известных рок-музыкантов и малоизвестных фактах их биографий. В основу одного из разделов легли разговоры автора с давним другом музыкантов Александром Градским. "КП" публикует фрагмент этой беседы.

"Машинисты" играли по школам

- Вы познакомились с Макаревичем в легендарном ДК "Энергетик"? Или все-таки до?

- Да, это было чуть раньше. Где-то конец 1969-го - начало 1970-го. Либо "Энергетик", либо первое их выступление на прослушивании в "Рок-клубе". В то время когда я их увидел, они уже играли свои вещи. И уже назывались "Машина времени". Потому что до этого были какие-то другие формулировки.

- Да, сначала назывались Time Machines.

- Ну да. Вот это время я не застал. Они по школам играли, еще где-то, их, в общем, не очень хорошо знали. Мы сблизились, когда начали вместе заниматься: в одной комнате это все происходило, в ДК "Энергетик"... Потом были выступления совместные. Было памятное выступление 23 февраля, где они у нас были в начале концерта... И поскольку 23 февраля никакой дворец культуры и никакой клуб не имел права продавать билеты на мероприятия, это мог быть только благотворительный жест, повесили объявления, что выступают группа "Скоморохи", группа "Машина времени", вход бесплатный. После этого набилось человек 800 в зал, который вмещал несколько меньше, и на улице осталось около 3000 человек. Все это было еще в морозец приличный... Приехали милиционеры, попытались это все разогнать. Кончилось дело тем, что одну из колясок милицейских толпа просто бросила на лед Москвы-реки, где она и оставалась долгое время. А я на следующий день был вызван в горком партии отвечать, как я мог довести людей до такого состояния, что милицейскими колясками фаны бросаются прямо в Москву-реку.

...А до этого Андрей приходил на какие-то наши выступления, мы разговаривали, общались, я знал, что они существуют, и так далее. И, по-моему, на каком-то из наших вечеров они напросились на это знаменитое прослушивание, которое состоялось по адресу Шаболовка, 21. И там у них сгорела вся аппаратура, какая только может быть на свете, остался только один усилитель для гитары, в который они включили все - и два микрофона, и соло, и бас. Получилось довольно-таки плохо по звуку. ...Мы, ненавидя все эти худсоветы, будучи людьми совершенно из другого мира, сами создали худсовет в "Рок-клубе", который обсуждал всех вновь поступающих туда. И в общем-то "Машину времени" все разнесли, все абсолютно. Но потом я встал и сказал, что "вас всех забудут, а вот эти, которые, как вы говорите, "не умеют играть", вот они будут играть 10, 20, а может, и больше лет". "Вы м...", - сказал я и ушел. На этом заседание закончилось.

- Прогноз же сбылся?

- Ну да. У меня почти все прогнозы сбываются, за редким исключением.

- А что такого вы услышали у них сквозь плохой звук?

- Мне сложно сказать, что именно, но мне показалось, что это вполне самостоятельная целая программа на русском языке...

... и "Машина" в начале семидесятых занимались вместе в ДК "Энергетик". Фото: ИТАР - ТАСС

Героев нынче нет

- А за что слушатели платят? Если мы берем, допустим, творчество Макаревича, или Гребенщикова, или твое, можно расшифровать, за что платит публика?

- За свою молодость. За воспоминания. За стиль. За знакомое, за известное, за то, чтобы это была дружеская обстановка. "Я пью за тех, за тех, кто в море". Или, я не знаю, "вот, новый поворот" - и весь зал поет, в Нью-Йорке я сам подпевал...

- Хорошо, получается, что когда молодые, допустим, например, Макаревич…

- Мне нравится: "А молодые, допустим, Макаревич".

- Когда он был молодым, он находил какие-то слова, говорил их молодым, петь он не умел…

- Что значит "умел", "не умел"? Это все большой вопрос. Боб Дилан тоже не умеет петь. Это ничего не значит, абсолютно. Он же не певец. Он - артист рок-ансамбля. Это совершенно разные вещи. ...Человек, которому хотелось получить музыкальную информацию, шел на концерт. Теперь у него дома концерт, причем из такого количества и качества исполнителей, которое не снилось никому. Зачем ему ходить куда-то, да еще и деньги тратить, когда он заплатил 50 гривен в месяц за интернет и смотрит все подряд. А героев нет. Героев сегодняшнего времени нет среди молодых исполнителей по одной простой причине. Существует стенка телевизионная, радийная, медийная - она очень здоровая, очень толстая, и сквозь нее проходят только те, кто выгоден начальству, скажем так. А выгодно оболванивание, оглупление и, в общем, примитивизация...