Я разговаривал с Тимуром по телефону, находясь в Москве на его студии «Базелевс». Бекмамбетов отвечал из Лос-Анджелеса. Было полвосьмого утра, но, несмотря на столь ранний час и пожар, который накануне тушили на студии Universal (он не коснулся материалов к картине), настроение Тимур имел приподнятое.
«Не каждому суждено умереть на работе»
- Что вас привлекло в фильме «Особо опасен», помимо высокого статуса этого проекта? Вас ведь просто пригласили на него в качестве режиссера?
- Да, я впервые в жизни снимал кино в качестве «наемного работника». За зарплату. На мне впервые не лежала продюсерская ответственность. Это уникальный для меня опыт. А что заинтересовало? Тема офисного рабства, затронутая в сценарии. Главный герой, просиживающий штаны в офисе. Как вырваться из этого заколдованного круга, когда каждый день похож на предыдущий? Ведь миллионы людей во всем мире живут одинаково, садятся в автомобили и едут черт знает куда, чтобы сидеть в офисе. Вот эта жизнь так называемого офисного планктона мне чрезвычайно интересна. Ведь все это происходит сейчас и в России. Я так устроен, что, даже работая над американской картиной, вынужден постоянно переводить для себя все с английского на русский.
- Выбрав тему «офисного планктона», вы обеспечили себя аудиторией, которая неизбежно пойдет смотреть ваш фильм. Это же огромный пласт платежеспособных людей!
- Да, это либо те люди, которые уже сидят в офисах, либо те, которые сейчас учатся в институтах, чтобы через пару лет в эти офисы сесть. Собственно говоря, это та часть общества, которая и ходит в кино! Надеюсь, они оценят один из слоганов нашего фильма - «Не каждому суждено умереть на работе».
- Насколько свободны вы были в рамках голливудской студийной системы? Я знаю, что оригинальный бюджет фильма в процессе съемок вырос чуть ли не вдвое.
- Втрое! Поначалу он был в районе 60 миллионов долларов.
- Как же получилось, что дебютант в Голливуде пользуется таким карт-бланшем со стороны руководства крупнейшей студии, которое вливает и вливает средства в проект?
- Для меня самого это вопрос. Я сам пытаюсь разгадать эту загадку. Не знаю, почему это произошло. Я просто делал то, что хотел, и каким-то образом сумел, наверное, увлечь их своим задором. Лично для меня рухнул самый главный миф - о том, что голливудские студии ущемляют творческие амбиции режиссеров, что там сидят одни бюрократы и консерваторы, диктующие что и как делать. Это миф, этого не существует. Во всяком случае, меня это никак не коснулось.
- Просто они видят, кто на что горазд - прежде всего в коммерческом отношении. Многим большим художникам в Голливуде сворачивали голову. Из наших же соотечественников никому и близко не удавалось сделать там что-то на уровне вашей картины. Кончаловскому в том числе.
- Я уж не знаю, что происходило до меня. Я вошел в Голливуд как в совершенно новый мир. Как путешественник, приехавший в Египет или какую-нибудь африканскую страну, где живут по своим законам, которые и мне нужно было для себя открыть. И порадоваться этим открытиям. Я старался очень позитивно относиться ко всему, что вокруг меня происходит. И потом, я ведь очень много снимал рекламы, а отношения творческого человека с заказчиком очень похожи на то, как взаимодействует режиссер с руководством студии в Голливуде. Внешне ты как будто бы полностью подчинен, но на самом деле студия ждет от режиссера максимум инициативы. Если они видят, что ты следуешь внешним правилам взаимоотношений, то успокаиваются и отпускают тебя на свободу. Собственно говоря, деньги платят именно за то, чтобы ты делал то, что до тебя никто не делал.
|
«После нашей картины «Жигули» войдут в моду»
- Анджелина Джоли не без восторга рассказывала мне в Каннах о вашей совместной работе. Теперь хочется от вас об этом услышать. Не мешала на съемках ее многодетность?
- Нет-нет. Помню, мы снимали сцену на скотобойне среди освежеванных, истекающих кровью туш. Группа находилась в ужасном стрессе - вся эта кровь ведь действует как-то мистически. И тут неожиданно появляется Анджелина с сыном, которого она привела, чтобы показать, как интересно у нас на съемках. На следующий день она рассказывала, что он всю ночь плакал.
- Наверное, она не поняла, по какой причине.
- Она - рисковая женщина! Абсолютный профессионал, который лучше других знает, как вести себя в виртуальной студии, идеально разбирается в оружии, понимает хореографию человека, который держит в руках пистолет. Это, скорее всего, опыт. Но самое главное, у нее есть стержень. Она очень цельный человек, принимающий решения и реализующий их с невероятной решимостью. Во время съемок ко всем ее многочисленным татуировкам (которые ей, может быть, впервые не пришлось замазывать в нашей картине) добавились еще две - «решимость» и «боль». Она сама их сделала со своими гримерами, причем русскими буквами! Надеюсь, что увлеченные фильмом зрители их не заметят, но в них - зерно героини, которая на самом деле, как у любого большого артиста, есть продолжение ее собственной личности. Анджелина не делает того, что не любит. Поэтому у нее и получаются интересные героини. В нашем фильме она гениально мало говорит. Как и полагается человеку, у которого на коже написано «решимость». Она не говорит, она действует. В основном при помощи пистолета.
- Как пришла мысль посадить ее на «копейку»?
- Я только заикнулся об этом, и ее счастью не было предела! Она ведь везде на дорогих красивых машинах разъезжает. Кстати, на экране «копейка» выглядит удивительно стильно. Это совершенно другая машина, когда в ней едет Анджелина Джоли! Я уверен, что после выхода фильма «копейка» станет модной машиной. Она действительно очень красива и элегантна - как английская «Мини», тоже ставшая модной после участия в ряде фильмов. Наши «Жигули», убежден, тоже станут культовыми.
«Спина Хабенского переиграла Моргана Фримена»
- А как возникла идея пригласить Хабенского в англоязычный проект? Его персонажа ведь не было в сценарии?
- Конечно, не было. Просто я делал фильм не только для Америки, но и для России. Прежде всего для России. Я мыслю так же, как режиссер в репертуарном театре. Есть 20 любимых актеров, которых надо задействовать. Вот я и задействовал Костю.
- По-моему, вы считаете его своим талисманом.
- Нет, просто он очень хороший актер. Вот и придумался для него персонаж русского члена тайной организации ткачей-убийц. Она же глобальная, вот Хабенский и стал представителем от России.
- Этот фильм поможет карьере Хабенского в Голливуде?
- Его уже знают здесь по «Дозорам». Поэтому, когда я предложил его, меня спросили: «А что, он согласится на такую маленькую роль?» Но роль постепенно росла, да и на площадке Костя сразу оказался в центре. Помню, снимали мы сцену в кафетерии, в которой у Моргана Фримена была очень важная реплика. Вокруг него - разные люди, в том числе сидящий спиной Хабенский, который со стола собирает крошки для своей крысы (по сюжету у него есть единственный товарищ по жизни - крыса, которая живет в баночке у него на поясе). Камера была установлена на Моргана Фримена, но спина Хабенского все время отвлекала внимание, настолько он был подробен и точен в своей игре.
- Можно сказать, что спина Хабенского переиграла Моргана Фримена?
- Конечно! Как собаку нельзя выпускать на сцену, поскольку она всех переиграет своей натуральностью, так и спину Хабенского нельзя без умысла допускать в кадр.
- Между тем Моргана Фримена считают одним из самых выдающихся актеров современности.
- Он и есть выдающийся. Он актер-аристократ. Из тех, что одним своим присутствием гарантируют фильму статус. При этом абсолютно живой человек. И вот что меня поразило. У нас, когда я снимаю двух разговаривающих людей, тот, кого я уже снял, садится в машину и уезжает. А голливудские суперзвезды остаются и продолжают работать друг для друга. Снимаем фразу Кости Хабенского, который смотрит на Анджелину Джоли. И Джоли стоит за камерой и ждет полтора часа, пока выставят свет, только для того, чтобы Косте Хабенскому было на кого посмотреть. Так у них принято. В России этого нет.
- Дело ведь не только в гонораре?
- Конечно, нет. Гонорары американских актеров кардинально не отличаются от гонораров русских. Я не говорю о таких звездах, как Джоли и Фримен. Просто у них не принято приезжать на съемку на два часа, потом прыгать в машину и лететь в Новосибирск играть кое-как спектакль, а потом прыгать в самолет и лететь на другую съемочную площадку.
|
- Не могу не спросить у вас про «Иронию судьбы». Насколько вы считаете этот фильм своим? На мой взгляд, это все-таки больше продюсерский проект, чем фильм Тимура Бекмамбетова.
- Я очень хитро обойду этот вопрос. Я считаю его, бесспорно, своим, поскольку был одним из его продюсеров вместе с Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым.
- Вы собираетесь и дальше снимать один фильм для внутреннего рынка, как «Иронию», а другой - для мирового, как «Особо опасен»?
- Я собираюсь снимать и в Америке, и в России. Но идеальная ситуация - это когда я сниму фильм в России и он будет показан во всем мире.
- Действительно идеальная.
- Она абсолютно реальная! Думаю, что уже в ближайшие год-два мы снимем такую картину!
- Вы имеете в виду «Сумеречный Дозор»?
- Нет, пока я не знаю, какой это будет фильм. А будущее «Сумеречного Дозора» пока сумеречно. Хотя не могу сказать, что это полная тьма.
КСТАТИ
Ролик про клерка, который в пятничный вечер громит свой офис: крушит столы, компьютеры и другую оргтехнику, стал одним из самых популярных в Рунете. Скандальное видео поcмотрели свыше 11 миллионов человек. Народ активно обсуждал, где это могло произойти: по одной версии, в офисе во Владивостоке, по другой - в Москве.
В реальности все оказалось гораздо прозаичнее. Снял ролик Тимур Бекмамбетов в качестве рекламы фильма «Особо опасен».
В своем ЖЖ он написал, что его новый блокбастер про наемных убийц рассказывает, в частности, и о том, как тяжело освободиться от офисного рабства, поэтому и появился этот видеоролик. Теперь даже те, кто не станет смотреть картину, будут хотя бы знать о ее существовании.
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
Повелитель пуль
Кинообозреватель «КП» стал одним из первых зрителей фильма «Особо опасен»
Режиссер - Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли, Морган Фримен, Теренс Стамп, Томас Кречманн, Константин Хабенский.
Бухгалтер Уэсли Гибсон (Джеймс Мак-Эвой) набирает свое имя в Гугле. Ссылок - ноль. Значит, его не существует. Из пропасти отчаяния и убожества его вызволяет Анджелина Джоли собственной персоной. В продуктовом магазине весьма буднично она сообщает Уэсли, что его отец (которого он давно уж похоронил) принадлежал к Братству убийц, обладал уникальными способностями и погиб только вчера от руки отщепенца, которого и должен теперь замочить этот жалкий лузер, которому, как ни странно, передались скорострельность отца и редкое, прямо скажем, умение «заворачивать» полет пули и отстреливать мухам крылышки.
Сюжет первого голливудского фильма Тимура Бекмамбетова несется вперед со скоростью пули, практически не отклоняясь от цели. Это уже не набор компьютерных аттракционов, какими являлись почти все его российские ленты, а внятно рассказанная история с началом, развитием, кульминацией и даже парой мыслишек, рождающихся во время просмотра, что, согласитесь, для блокбастера совсем недурно. Фильм с бюджетом 150 миллионов долларов просто не может позволить себе путаный и невнятный сценарий. От дурной драматургии страдали все предыдущие хиты Бекмамбетова. Его визионерский талант, постановочное мастерство и абсолютное владение современными кинотехнологиями никогда не вызывали сомнений, но, глядя «Дневной Дозор» или «Иронию судьбы-2», трудно было отделаться от ощущения, что сценаристов этих картин застрелили еще до начала работы. В результате после просмотра в памяти оставался какой-то отлично придуманный и исполненный визуальный гэг типа падения Останкинской башни, но никогда фильм в целом.
В фильме «Особо опасен» умопомрачительные компьютерные аттракционы нанизаны на нить увлекательной и довольно несложной интриги. Не мешают развитию сюжета и отсылки к прежним работам режиссера, которые без труда обнаружат здесь поклонники его «Дозоров». Анджелина Джоли обрушивает на своих противников град пуль, на полном ходу свесившись из красной спортивной машины (что мгновенно вызывает в памяти виражи Жанны Фриске). Тайное общество профессиональных убийц существует под «крышей» ткацкой фабрики, на которой ткутся нити судьбы: по тому же принципу «светлые» в «Дозорах» работали в рамках системы «Горсвет». На три коротких мгновения появится в картине и актер-талисман Бекмамбетова Константин Хабенский.
В блокбастере «Особо опасен» обрел себя не только главный герой, поменявший обстоятельства жизни. Впервые раскрылся в полную силу и сам Бекмамбетов, чей талант прошел профессиональную огранку в Голливуде. Неудивительно, что «Особо опасен» снят с несравненно большим вдохновением, чем «Ирония судьбы-2». Удивительно, что с гораздо большей свободой.
Стас Тыркин ждет ваших откликов на нашем сайте