21 ноября
Загрузить еще

Константин Меладзе: "В Украине сейчас не до гастролей"

Константин Меладзе:
Фото: Константин Меладзе, хореограф Дуайт Роден и продюсер балета Алена Матвиенко на репетиции. Фото: пресс-служба К. Меладзе и архив "КП".

Константин Меладзе работает над написанием музыки к хореографической версии знаменитого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Вели́кий Гэ́тсби" в сотрудничестве с украинским танцовщиком, звездой мирового балета Денисом Матвиенко и американским хореографом Дуайтом Роденом.
Воодушевленный работой Меладзе, который обычно сторонится журналистов, рассказал "Комсомолке" о том, почему согласился на участие в проекте, а заодно открыл секрет, почему заставляет своих артистов читать и собирается ли пойти на выборы.

 "Всегда стараюсь браться за "не свой" жанр"

- Константин, идея создать такой спектакль очень яркая.  Уже сейчас понятно, что балет будет весьма неординарным. Как он возник?

- Мы начинали разговаривать и размышлять об этом еще осенью 2012 года. В самом начале было лишь желание объединить усилия мои и Дениса Матвиенко, но не было какого-то конкретного сценария. Постепенно мы пришли к идее постановки балета по мотивам романа "Великий Гэтсби". Это произведение смогло объединить американского хореографа Дуайта Родена, который считается одним из самых востребованных и модных хореографов современности, Дениса Матвиенко и его особенности как танцовщика, который работает и в современном, и в классическом балете, ну и мои. Я совсем, можно сказать, здесь инородное тело.

- Почему инородное?

- Меня пригласили написать музыку к балету, чего я в жизни никогда не делал.  Наверное, в первую очередь из-за этого я и взялся за работу. Конечно, не сразу. У меня невероятно плотный график, большая загрузка, поэтому я долго не решался взяться за "Великого Гэтсби". Но мне было очень интересно. Я всегда стараюсь браться за что-то новое, за "не свой" жанр. Ведь заниматься развитием одной мышцы - это скучно и ведет к надрыву. Я всю жизнь занимаюсь эстрадной музыкой, иногда пишу для кино, что совсем не похоже на то, что я делаю в шоу-бизнесе, ну и несколько раз пробовал себя в мюзиклах.  И вот теперь балет.  Один акт уже почти написан, второй будет готов к июлю, а дальше пойдут репетиции в Питере. Именно там будет проходить весь постановочный процесс, поскольку Денис Матвиенко сейчас живет и работает там и большая часть артистов тоже будет из Санкт-Петербурга. Премьера состоится уже в октябре.

- У вас яркая интернациональная команда.

 - В данном случае весьма символично, что здесь объединяются три страны и три культуры. Да, так вышло, что проект получился международным не только по географии планируемых концертов, но и по составу участников: хореограф Дуайт Роден – американец, исполнитель главной роли и арт-директор Денис Матвиенко – украинец, который работает в России и я – украинец. Страны, которые сейчас пребывают в удивительном состоянии по отношению друг к другу в данном случае объединяются для того, чтобы создать что-то высокое, а главное созидающее и позитивное.

Денис Матвиенко с партнершей репетируют сцену из "Великого Гетсби". Фото: пресс-служба К. Меладзе и архив "КП".


- Т. е. сейчас в вашей жизни этап, когда вы сидите и пишете симфоническую музыку?

- Да. Этот процесс визуально не яркий. Просто сидишь и пишешь. Ярко будет потом, когда мы начнем репетировать в Киеве с оркестром, а в Питере с труппой.

- Сочиняя балет вы имеете дело со стилизацией музыки 20-х, раньше в сериале "Оттепель" с музыкой 60-х. Интересно, наверное углубляться и переосмысливать  ретро?

 - Да, я бы еще отметил музыку 50-х,которую мы делали  Валерием Тодоровским для фильма "Стиляги". Каждый раз это что-то совершенно не похоже на то, что я делал до этого и это хорошо.  Что же касается "Великого Гэтсби", то  музыка 20-х будет там проходить тонкой ниточкой, иначе это были  бы сплошные биг-бенды.

А мне хотелось больше симфонической музыки, потому что очень вероятно, что этот балет будет идти на сцене Мариинского театра. Это накладывает на меня определенную ответственность за соблюдение жанра. Четких представлений, что из этого всего получится у меня нет, слишком много, казалось бы, несовместимого складывается вместе. Но я знаю одну вещь: когда дилетанты  берутся за какое-то дело, часто получается весьма интересно и нескучно. Я могу посмотреть на балетный жанр со стороны и внести в него что-то свежее. Представляю, какое отрицание это может вызвать у балетоманов и ценителей классической музыки. Но мы стараемся расширить круг любителей балета, которые до этого воротили от него нос и считали, что этот жанр слишком элитарен. Для этого мы создаем постановку, которая может идти не только в театрах, но и набольших площадках.

- Вы искали вдохновение в классическом балете?

- Недавно я побывал на бенефисе Дениса Матвиенко в Киеве. Я был поражен. Кстати, именно в этот вечер я принял решение взяться за написание музыки к балету. После этого побывал в Венской опере, где посмотрел "Щелкунчика". Сейчас много спектаклей смотрю в Интернете. В большей степени это классический балет. Уж если получать вдохновение, то от первоисточника. Это потрясающее искусство. Оно современное и яркое и уместное в наше время. Возможно, из-за каких-то предрассудков оно слывет не массовым и излишне элитарным. Я уверен, что любителям легкого эстрадного жанра балет тоже будет понятен и приятен.

 - Ради балета вы забросили остальные проекты?

- Я никогда ничего не забрасываю. У меня большое количество работы, которую я делаю параллельно.

- И получается?

- Очень тяжело получается.  Мои шоу-бизнесовые проекты - они как пограничники: никогда не спят и не отдыхают. Артисты постоянно гастролируют, им нужно писать песни, снимать клипы и шить костюмы. Параллельно с этим я думаю о "Великом Гэтсби".

"Когда я артистами недоволен, прекращаю с ними работать"

- Что же тогда у вашей обновленной "ВИА Гры" за полгода после "Перемирия" не появилось нового хита?

- Все будет. Буквально на днях заканчиваю писать музыку и приступаю к тексту. Ждите премьеры в мае.

- И концертов у девочек в Украине нет…

- Они выступают в России и по всему СНГ. А в Украине сейчас почти нет концертной деятельности. Хотя вот скоро приезжает Питер Гебриел, который будет петь в Киеве практически в мой день рождения. Для меня его приезд просто чудо какое-то. А в основном в Украине сейчас не до гастролей.

- Последнему составу "ВИА Гры" от роду полгода. Вы довольны девочками?

- Когда я артистами недоволен, я с ними работу прекращаю.

Меладзе пообещал "Комсомолке", что в мае его "Виа Гра" исполнит новый хит. Фото: пресс-служба К. Меладзе и архив "КП".

- Вам не кажется, что проект "ВИА Гра" изжил себя? Он существует почти 15 лет, это целая вечность по меркам современного шоу-бизнеса.

- Все нормально. Моя задача доказать всем, что он все еще актуален. И я это докажу.

- Вы как человек, живущий между Россией и Украиной, чувствуете дискомфорт в нынешней политической ситуации?

- Конечно, чувствую. Я ведь не крокодил и не черепаха, у меня нет толстой кожи или панциря. Я не имею проблем с пересечением границ, ко мне не изменилось отношение людей ни в одной, ни в другой стране. Но моральные и душевные переживания у меня есть и это, безусловно, накладывает отпечаток на все, что я делаю.

- Кстати, вы на президентские выборы 25 мая придете?

- Тут как раз тот случай, когда до выборов еще нужно дожить.

- Какую музыку вы слушаете вне своих собственных проектов? Чем подпитываетесь из вне?

- Я слушаю очень много музыки по долгу службы. А не по долгу – вообще ничего не слушаю. Я занимаюсь музыкой по 5 – 6 часов в день, мог бы и больше, но уши перестают слышать.  Для  удовольствия я слушаю тишину, а все современные новинки, которые появляются в Америке, Англии, в Украине, России. Я слушаю, анализирую на предмет того, как они сделаны, какие новшества в аранжировках, звучании.  Понимаете, как обычный человек я музыку слушать к сожалению уже не могу, она у меня в голове расслаивается на бас-гитару, на барабаны, на струнную секцию, на высокие и низкие частоты.  И одна мысль: "Господи, я опять работаю!" – постоянно все удовольствие пресекает.

- Ну что тогда остается? Книги?

- Книги я советую читать своим артистам, потому что артист – профессия интеллектуальная.  И особенно в том юном возрасте, в котором они ко мне на работу поступают, заниматься их образованием мне приходится в том числе. Потому что артист, который умеет только петь и не может сложить двух фраз, это плохо. Поэтому я заставляю своих юных артистов читать книжки, ходить в театры, развиваться, а затем проверяю, как они это делают. Что же касается меня, то я книги читал запоем в юности. У бабушки был громадный книжный шкаф, я прочитал в нем все, даже то, что детям читать не положено. Бальзака или Ги Де Мопассана, например. И делал я это до того момента, пока не почувствовал, что у меня есть некий багаж, к которому я могу обращаться. Теперь читаю редко, только какие-то знаковые для себя вещи.

-  А что вам говорит ваш брат Валерий Меладзе по поводу того, что вы уходите в другие жанры?

- Он только рад. Валера прекрасно понимает, что это необходимо для меня, что это мое развитие. Дело в том, что мы вместе идем по жизни: я, брат и сестра.  Сестра занимается не только нашими делами, она продюсер не хуже чем я: продюсирует Елку, "Винтаж", "Уматурман". У Валеры помимо музыки есть бизнес, при этом он гастролирует так много, что я не знаю, кто больше него в России дает концертов. Ну, может еще артиста два-три.  Это очень полезно, выходить за рамки привычного для себя формата. Так и с "Великим Гэтсби". Я надеюсь, что выходя за комфортные для себя рамки мы вместе с Денисом и Дуйтом создадим что-то новое. И, может быть, внесем свой вклад в популяризацию современного балетного искусства.

Новости по теме: Константин Меладзе