Загрузить еще

Книжная полка

ЛЮБИМЕЦ РУНЕТА
 
Слава Сэ "Сантехник. Твое мое колено"
 
"АСТ", 2014 
 
 
"Так вот, летел я из Москвы. Стюардесс было две, девочка и мальчик. Девочка молодая, немножко корявая и по уши влюбленная в него. Оба румяные, лохматые. Будто каждые полчаса бегают наслаждаться совместной работой в служебный туалет. Он дразнит ее, флиртует с пассажирками… Зрители видят их страсть, и настроение у всех прекрасное… Тут просыпается дядя летчик. Говорит, за окном страшный мороз, погода дрянь, летайте нашей авиакомпанией… Всем счастья, сядьте ровно, иначе на столе у патологоанатома будете выглядеть непрезентабельно". 
 
Новая книжка латвийского автора Вячеслава Солдатенкова, пишущего на русском языке, видимо, разлетится так же моментально, как и предыдущие его творения. Его первую книгу вообще пришлось допечатывать многократно, пока тираж не вырос с трех до ста тысяч экземпляров. В довесок к читательской любви Славе Сэ нужно дать медаль - что-то типа "за спасение от хандры I степени". Его книгу можно читать с любого места, потому что результат всегда один - заливистое ржание, на которое сбегаются соседи и умоляют заткнуться или дать им тоже. Слава Сэ и сам по себе очень интересный человек. Психофизиолог (то есть расшифрует любого мудреца на счет раз!), потом маркетолог, потом директор… А потом взял и все бросил! Потому что стал папой и решил, что это важнее. Чтобы оставаться кормильцем, подался в сантехники. Ну и продолжал, конечно, писать веселые истории. Его герой, разведенный сантехник Севастьян, стал литератором и угодил в любовный катаклизм, где и пребывает с явным удовольствием. Быт, романтика и авантюры - все есть. Мы встретимся с уже знакомой семьей Севастьяна и пройдем с ним новые крутые повороты. Будет очень смешно! 
 
НОН-ФИКШН
 
Максим Кантор "Стратегия Левиафана"
 
"АСТ", 2014 
 
 
"Наступил - так казалось - рай цивилизации, классовые противоречия исчезли. Директор банка отдыхает на вилле на Майорке, но и квалифицированный рабочий идет в турбюро, покупает путевку туда же. Карты вин разные, портные разные, но это поди еще разгляди. Обывателю дали почувствовать себя участником общего процесса глобализации, выражаясь грубо, но точно, - его сделали соучастником грабежа. Произошло нечто поразительное: в обывателе проснулась корпоративная солидарность с начальством. У нас все с хозяином общее". 
 
Откровенно и честно о том, что мы все собой представляем, о том, как мы все охотно согласились с соблазнительной подменой - сущностной жизни на социальную игру. А это иллюзия, а точнее, простите великодушно, саморазводка. Библейское чудовище Левиафан изображалось средневековыми художниками как помесь бегемота с крокодилом. Левиафан стал символом государства. Левиафан - хитрый: кажется, знаем повадки зверя, но он всегда придумает новый трюк. Максим Кантор, личность, художник и писатель, автор скандального "Учебника рисования" и "Красного света" (шорт-лист "Нацбеста" и "Большой книги"), рассказал, как Левиафан ведет себя сегодня, и в примерах у автора недостатка нет: "Суть в том, что все это разные ипостаси одного и того же Левиафана, который в очередной раз проглотил либеральную доктрину и облизнулся… вот уже и лидеры демократических партий идут в губернаторы, вот уже и прогрессивные мыслители проповедуют о благе империи". Почему сегодняшний либерал защищает рабство? Куда делся средний класс? Почему авангард перестал быть передовым отрядом, а стал обслуживать богатых воров? В книге статьи о Марксе, Чаадаеве, Маяковском, Булгакове - о тех, кто пытался понять Левиафана. В книге обо всех нас: как мы снова поверили в Левиафана и как зверь опять обманул. 
 
ЭКРАНИЗАЦИЯ
 
Роберт Эдсел, Бреет Уиттер "Охотники за сокровищами"
 
"Синдбад", 2014 
 
 
"К 1938 году Гитлер уже обобрал немецкую элиту. Он переписал законы, лишил немецких евреев гражданства и конфисковал их коллекции… вплоть до семейных фотографий. На второй день его правления Австрией… отряды СС под командованием Генриха Гиммлера арестовывали евреев Вены, забирая их имущество в пользу рейха. Эсэсовцы знали, где были спрятаны произведения искусства: несколько лет назад… составили тайные описи, чтобы после завоевания западных стран Гитлером - о да, он уже тогда готовился к войне - его агенты могли мгновенно указать местонахождение каждой культурной ценности". 
 
У названия книги есть подзаголовок "Нацистские воры, хранители памятников и крупнейшая в истории операция по спасению мирового наследия", который в общих чертах обозначает и ее тему, и ее необычайное значение. Прямо скажем, не часто в литературе так тщательно освещался этот, "культурный", фронт Второй мировой войны. А ведь как знать, не окажутся ли следы его событий по прошествии веков столь же значимы для человечества, как и ад концлагерей, и неисчислимость смертей, и чума фашизма?..
 
Книга, изобилуя неизвестными широкой аудитории деталями, рассказывает о неизвестных героях Второй мировой. О людях, входивших в военное подразделение, какого до этого не знала история. Эти люди считали своей задачей сохранить от уничтожения то, что сумели награбить нацисты - более пяти миллионов произведений искусства и других артефактов из музеев, храмов, университетов, библиотек и частных собраний Европы. Они - аполитичные искусствоведы из 13 стран - добровольно надели военную форму. Их потом так и называли - "хранители памятников", и только это было важно. Они, рискуя, как солдаты, нарваться на пулю или мину, делали свое дело, спасая от мародеров Вермеера и Леонардо, Микеланджело и Ван Эйка, Рубенса и Рембрандта… Поиск похищенных сокровищ требовал от них не только мужества, но и недюжинных детективных талантов.
 
Собственно, по этой книге и снят одноименный фильм с Мэттом Дэймоном, Джорджем Клуни и Биллом Мюрреем, вышедший недавно в прокат.  
 
СБОРНИК ПРОЗЫ
 
Майя Кучерская "Плач по уехавшей учительнице рисования"
 
"АСТ", 2014 
 
 
"Один юноша захотел кончить жизнь самоубийством, расстроился что-то так, невеста не дождалась из армии или что. Что, думает, дальше-то жить, только кислород на земле понапрасну тратить, уйду-ка лучше из жизни, как Родион Романович Раскольников. Ну, взял пистолет, за стеной дружок его, Витька Паращенко, мафиози был, людей за квартиры гасил за доллары, две бабуси - пол-лимона, хвастался, и дал ему пистолет".
 
Майя Кучерская - прошлогодний лауреат премии "Большая книга" за книжку "Тетя Мотя". А сейчас у нее выходит сборник рассказов, уже из красноречивого названия которого понятно, что написаны они в лучших традициях русской словесности. Причем женской словесности в самом хорошем смысле этих слов - то есть нежно, душевно и трогательно. Истории о мальчике-сироте, молодой маме, монахе-расстриге, студентке-эмигрантке, бездетной женщине, ветеране- "афганце" написаны со всем пониманием особенностей русской души с ее вечной борьбой между светом и тьмой. Все эти судьбы, застигнутые автором на переломе, обнаруживают что-то общее и пронзительно родное. Ну а чувство юмора и искренняя надежда, пропитывающие книжку, очень заразительны. 
 
СКАЗКИ ЗВЕЗД
 
Илзе Лиепа "Театральные сказки"
 
"Рипол Классик", 2014 
 
 
"Наутро из магазина приехал посыльный. В его большой кожаный мешок мастера сложили готовую обувь - и пуанты тоже. Посыльный закинул мешок за спину и, перешагивая через ступеньку, заспешил обратно в магазин, где его уже ждали. В кожаном мешке туфли подпрыгивали, но мирились с этим неудобством. Только пуанты, завернутые в папиросную бумагу, охали и недовольно фыркали"…
 
Знаменитая балерина, народная артистка России выпустила книгу сказок. У нее уже есть книжки, но такая, детская и сказочная, - первая. Поскольку Илзе - наследница фамильных традиций, и сказки она писала о балете и театре. Они вышли очень добрые, светлые, справедливые и такие же "влюбленные в искусство", как сама Илзе. Она, как и ее брат Андрис, прекрасно знает балетно-театральный мир с детства, и в закулисье для Илзе Лиепы нет ничего секретного. Но вот удивительно, ее сказки написаны так, что волшебная тайна балета нисколько не разоблачается, а становится еще притягательнее и чудеснее. Воспитание чувств, а не стрелялки - с первых же страниц ясно, что это в книге главное и это роднит ее с самыми лучшими образцами авторских сказок. В сказках балерины (их девять) живут разные герои: балетные туфельки и костюмы, декорации, софиты, сценические машины и мыши и даже Лягушка-балерушка, сказку о которой заказала своей знаменитой маме Надя Лиепа (ей уже почти четыре года). Как и положено сказкам, они прекрасно проиллюстрированы художницей Анастасией Орловой.