28501
0
Загрузить еще

Писатель и философ Андрей Кураев: «Мастера и Маргариту» следует исключить из школьной программы»

Писатель и философ Андрей Кураев: «Мастера и Маргариту» следует исключить из школьной программы»
Фото: - Детская литература должна учить!

- Католическая церковь заклеймила сагу о Гарри Поттере. А вы в своей книге «Фантазия и правда Кода да Винчи», защищая Роулинг, привели в качестве контраргумента русские народные сказки и мифы. Что вообще следует читать нашим детям?

- Народные сказки - они ж недетские, рассчитаны на все поколения, может, на всю семью. Детская литература - изобретение уже XIX века. Что почитать?.. Есть рассказы Джека Лондона, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Александра Грина. Существуют добротные детские писатели! Надо отдать должное, в советские времена «Детлит» выпускал очень качественную литературу. Поэтому отчаиваться не стоит: дескать, ничего нет. Тот же Гарри Поттер - это хорошая детская литература, настоящая, не рыночная подделка.

- Должна ли книга воспитывать читателя-ребенка или довольно того, чтобы она его развлекала?

- Детская литература может и обязана учить. Не одна «училка» в темном костюме возле доски и с указкой. А самое главное обучение - это когда ребенок не понимает, что его учат. Легко сказать: «Любите Родину - мать вашу!». А вот применить на деле гораздо сложнее.

Ребенок, когда читает, стремится быть человеком. Переживает, радуется вместе с героем, отчаивается, пугается, надеется, борется - вот самое важное. Проходит, так сказать, эмоциональную школу взросления. Это первое требование к детской литературе. Позднее она должна стать сложной, подростковой. Потом начинаются нюансы, ребенок понимает, что «наши» могут быть не идеальными, а враги в чем-то симпатичными. Но главное, что сам он не идеален. В «Гарри Поттере» присутствует эта удивительная линия взросления героя и вместе с ним - читателя.

- Если бы вы могли подкорректировать современную школьную программу, то какие бы произведения оттуда убрали?

- Честно говоря, я не знаю, какая сейчас программа в школе. Тем более в Украине. Несомненно, будь моя воля, я бы оттуда изъял «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Гениальная книга, но не детская. И вообще считаю, что в школе не надо «надкусывать» все самое интересное. Хорошо оставить что-нибудь и на взрослую жизнь. Тем более этот роман - раскрученный, рано или поздно подросток прочитает его не в классе, а один на один. И вообще, можно я останусь наедине с книгой, в которую у меня есть шанс влюбиться?!

СПРАВКА «КП»

Андрей КУРАЕВ родился в 1963 году в Москве. В 1994-м в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995-м - кандидатскую по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году патриарх Алексий по представлению ученого совета РПУ присвоил Кураеву ученое звание профессора богословия.

Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, автор множества книг и статей, диакон.