Загрузить еще

Поэт и бард Юлий Ким переписал "Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты"

Поэт и бард Юлий Ким переписал
Фото: Юлий Ким: «Прежде чем состоялось это либретто, пришлось много крови и чернил извести». Фото Буновского Константина.

Об этом читателям "Комсомолки" рассказал автор нового либретто.

- Правда ли, что Вы работаете  над новой версией рок-оперы Алексея Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты"? Это будет та же история, но с новыми словами?

- С прежним вариантом  рок-оперы "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" у Алексея Рыбникова возникли сложности. Я не буду их объяснять. Но ему потребовалось, чтобы кто-то переписал либретто и по возможности внес какие-то изменения. Поскольку мы с ним давно сотрудничаем и в той истории, которая заставила его пойти на это, я был на его стороне. И поэтому я охотно принял его предложение. Этой истории уже много лет. Но только в этом году будет мировая премьера. Рыбников очень долго репетировал, долго обсуждались мои тексты и менялись они. В общем, там довольно много крови и чернил пришлось извести, прежде чем состоялось это либретто.  Оно состоялось в конце прошлого года. В конце прошлого года окончательный вариант либретто был принят и в этом году я уже слышал этот вариант. Еще не как премьеру. Премьеру он планирует в мае. Такую официальную, со всей помпой, с телевидением и прочее.  Но он очень доволен. И мне тоже очень понравилось, как они это все придумали. Там есть  существенное расхождение с предыдущим вариантом.

- В чем заключается  это расхождение?

- Ну, начать с того, что  исчезли два персонажа. А именно: Звезда и Смерть. Потому что это были персонажи мистические, это персонажи первого варианта. Сейчас все партии Звезды переданы героине. Героиня получила другое имя. Там она была Тереса, здесь она Росита. И вот почему. Дело в том, что Пабло Неруда, на основе пьесы которого и был создан первый вариан, все вывел из своей любимой страны – Чили. И там и Мурьета, и его жена – чилийцы. И это в тексте повсюду утверждалось. А на самом деле исторический Хоакин Мурьета  был мексиканец. И жену его звали не Тереса, а Росита. И вот мы вернули этот в текст. И теперь он у нас мексиканец, а не чилиец. Т.е. ближе к исторической правде.

- Но сюжетная линия  все равно останется та же?

- Сюжетную линию продиктовало  само событие. Эта история с Хоакином Мурьетой имеет массу воплощений. И был мюзикл, и был фильм, и были какие-то книги о разбойнике мексиканском, который поехал в Калифорнию добывать золото.  Это такая легенда, как о Робин Гуде. Народная мексиканская легенда. Так что вслед за этой легендой шел Пабло Неруда. Могу сказать, что и я шел вслед за этой легендой. Но я шел вслед за этой легендой при неизбежности сохранить музыкальный материал от первой ноты до последней. Такой же, как он был в первом варианте. Вот тут ничего не изменилось.

- Но это же какие дополнительные сложности!

- Это да. Это были дополнительные  сложности.

- А как же без персонажа  Смерть?

- Смерть перевоплотилась. Я помню в Ленкоме Смерть играл Николай Караченцов  и он ходил в таком костюме с белым скелетом и был чрезвычайно мрачен, жесток и беспощаден. Сейчас Рыбников и его режиссер Александр Рыхлов придумали такого не мистического, но отрицательного героя – воплощение абсолютного зла. Не гибели, но зла. Такой оборотень там есть. Я-то предложил разложить эту роль на две – есть  гангстер такой  циничный,  типично американский и есть шериф. И очень хорошо раскладывалось это. Но они все-таки решили все эти злобные партии отдать одному актеру. И вот он играет такое отрицательное существо.

- Не планируется ли  запись аудио варианта этой  оперы, как была в исполнении  Жанны Рождественской и Геннадия  Трофимова?

- Это мне неизвестно. Я  думаю, что в перспективе, конечно, планируется. Но сначала должен  быть прокат спектакля. Единственное, что я знаю – вроде бы  они повезут и покатают этот  спектакль за рубежами – не  то в Америке, не то в Канаде.  Несколько спектаклей покажут, посмотрят, как это все звучит на публике  и потом уже окончательно проведут майскую премьеру в Москве. Вот это все, что я знаю. Я думаю, что все это заложено в такие проекты, но это все – в скобках – в случае успеха. Это все, что я знаю.

Полную видеоверсию онлайн-конференции с Юлием Кимом смотрите ЗДЕСЬ>>>