Загрузить еще

Не сбитый летчик

Не сбитый летчик
Фото: После знаменитого твиста в «Криминальном чтиве» на дискотеках танцевали, только как Траволта и Турман. Фото: globallookpress.com.
У Джона Траволты жизнь выглядит, как кардиограмма. Это синусоида с крутыми взлетами и не менее крутыми падениями. С затишьем, с поцелуями славы, с трагедиями. Но, если подумать, главное, что всплывает в памяти, - это легендарный твист с Умой Турман в "Криминальном чтиве" Тарантино.
 
В Украине именно с него началась траволтомания. Это была точка отсчета. Помню, рассказывал мне кто-то в далеком 1994 году про то, что до "чтива" у актера были фильмы. И мы их тоже увидели, но позже - хронология сбилась, и сперва мы полюбили не красавчика-плохиша, танцующего с американскими школьницами, а неловкого гангстера. Не слишком умного, рассуждающего про "лё бигмак" в Европе. Персонажи Тарантино любят забрасывать зрителя словесным мусором, хотя не этим ли занимались веком раньше и страдальцы в пьесах Чехова? Те, которые позволяли своим сердцам разбиваться то в паузах, под писк комаров, то под обсуждение безвкусного пояска? Траволта подходил для этого идеально. Я бы и в "Чайке" его посмотрела с удовольствием, в роли Тригорина. Он умеет сыграть и тупость, и вдохновение, и жестокость, и любовь. Но это - мое ощущение, возникшее у человека, который в 1994 году не понимал, откуда эта чарующая легкость в походке сорокалетнего мужика со смешным хвостиком.
 
 
У западного зрителя ощущение от Траволты иное. В 1977-м и 1978-м вышли два мюзикла. Молодежная тема, ноль сценария, тонна обаяния. Это были "Лихорадка субботним вечером" и "Бриолин". Прекрасное школьное кино с танцами и песнями, которые потом будут выходить на пластинках миллионными тиражами. Идеальная оправа для парня из Нью-Джерси, родившегося в многодетной семье. Братья, сестры, крутой замес итальянской и ирландской крови. Мама, бывшая то ли актрисой, то ли певицей, поздно приходящая домой. Джон ждал ее по ночам и заработал бессонницу. Когда спустя годы бессонница вернулась, он стал учиться играть на скрипке, чтобы успокоить нервы.
 
Он очень хотел стать летчиком, но с 16 лет пел-танцевал, изучал актерское мастерство, поскольку точные науки ему не давались. Поехал в Нью-Йорк, потом - в Голливуд, потом опять в Нью-Йорк. Что-то получалось, что-то нет, был очень ранний (в 18 лет) дебют на Бродвее, телепроекты, а потом выстрелило. И "Лихорадка", и "Бриолин" снесли голову зрителю. И Америка росла на этих фильмах, как мы - на "Приключениях Электроника" или "Мы из джаза". А потом и братья Электроники, и Игорь Скляр исчезли из поля зрения. Хотя Скляр в чем-то, кажется, снимался.
 
Траволта тоже в чем-то снимался, но не слишком удачно. У него было достаточно денег, чтобы учиться летать и появляться в малобюджетном кино ради удовольствия. Он и "Криминальное чтиво" воспринял, как арт-хаусный проект, вряд ли интересный широкому зрителю. Многое было потом. Чуть в "Двойнике" Достоевского не снялся, но Роман Полански изменил сценарий, и Траволта со съемок просто улетел. На самолетике. Он и в Москву прилетал на самолете, собственном, с женой - Келли Престон, с которой они сейчас растят троих детей. Они пережили трагедию - смерть сына пять лет назад. Они пережили новое счастье - рождение еще одного ребенка, ему сейчас три года с небольшим. И Траволта летает. Надеюсь, иногда танцует твист.