28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Поднимите мне веки!

Поднимите мне веки!
Работа над новым "Вием" шла почти восемь лет (рекламный ролик картины появился еще в 2006-м, а производство стартовало в 2007-м). Положа руку на сердце, кинокритики не особо ждали премьеры "Вия": уже не верилось, что долгострой когда-нибудь закончится, а предыдущие работы режиссера Олега Степченко - "Сматывай удочки" и "Мужской сезон: бархатная революция" - внушали мало надежд. Но "Вий" все-таки вышел и оказался лучше, чем можно было предположить.
1967 год. Фото: кадр из фильма.
 
История разворачивается через год после описанных в повести Гоголя событий. Перепуганные жители деревни навертели вокруг них уже целую мифологию; местный священник-фанатик (Андрей Смоляков), которому везде чудятся бесы, приказал заколотить церковь (в которой до сих пор лежит Панночка) и запретил к ней подходить. Единственный, кому на запреты плевать, - английский картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг), которого занесло в Украину во время исследовательского вояжа. Он собирается составить карту местности, и более удобной наблюдательной площадки, чем церковь, не найдешь. Параллельно он выслушивает от местных рассказы о злоключениях Хомы Брута ‑и сам сталкивается с жуткими видениями. Тем временем сотник, отец Панночки (Юрий Цурило), лелеет мечту: отпеть и похоронить по-человечески дочь, и, кроме англичанина, никто ему не поможет. 
2014 год. Фото: кадр из фильма.
 
"Вий 3D" - это как бы детектив, англичанину предстоит докопаться до правды, скрытой за леденящими легендами, - и заодно выяснить, что вся история про Хому и летающие гробы была мистификацией, Панночка на самом деле - хорошая девушка и с остальными героями все куда сложнее.
 
Внешне "Вий" напоминает "Сонную лощину", и в начале там буквально воспроизводится сцена из "Ван Хельсинга", но это влияние, а не плагиат: в основном "Вий" как раз-таки отсебятина чистой воды, свободная как от механического подражания Голливуду, так и от необходимости следовать гоголевской повести. И тут трудно догадаться, что произойдет в следующей сцене: Вий появляется не в финале, а в середине картины, и, если до того лента хоть как-то напоминала экранизацию школьной классики, вторая половина - свободное плавание, в котором зрителю бывает по-настоящему интересно.
 
 
 
Сравнительная таблица 
 ГогольФильм 1967 годаФильм 2014 года
Панночка "Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное".Наталья Варлей - сравнительно хрупкая Панночка. Ее в определенном смысле жалко - режиссеры Георгий Кропачев и Константин Ершов сохраняют оригинальную гоголевскую конструкцию - если вчитаться в текст, станет ясно, что Панночка влюбилась в Хому, а он ее отверг и избил до смерти, после чего она приступила к изощренной мести, призвав на помощь все силы ада. Героиня Ольги Зайцевой - красавица, "кровь с молоком", которая позволяет себе определенную распущенность и расплачивается за нее. Это ее единственный грех, на самом деле она не монстр, и вообще, похоже, не ведьма (хоть тело ее загадочным образом остается нетленным). Она жертва, к тому же оклеветанная после смерти. 
Хома Брут"Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака". Леонид Куравлев играет именно такого простака Хому, как описано в повести. Хома Алексея Петрухина уже не так прост. Он описывается как человек, попавший в чрезвычайно затруднительную ситуацию, его сжирает страх - и кажется, что после всех злоключений ему уже нет места среди живых.
Вий"...Приземистый, дюжий, косолапый человек… весь в черной земле" (в первом варианте, впрочем, он был исполином). Лицо (и, вероятно, все тело) железное, веки опущены до полу. Взгляд его описывается в ранней редакции романа как "две черные пули". Вий - трэшевая, грубо сделанная кукла в человеческий рост, громко топающая ногами (внутри прятался цирковой акробат Николай Степанов). Бояться существа в костюме из пропитаной смолами мешковины могли только не испорченные фильмами ужасов советские зрители.  Сравнительно тощее чудовище с физиономией, как у насекомого, и гигантскими красными глазами, в каждом из которых - десятки маленьких зеленых глазок. Людям, страдающим трипофобией (страхом перед повторяющимися отверстиями и/или пупырышками) в глаза Вия и правда лучше не вглядываться. 
 
Кстати 
 
Прототипом монстра стал святой 
1967 год. Имя Вий произошло от украинского "вiя" - "ресница". Фото: кадр из фильма.
 
Иоанн Кассиан, живший в IV - V веке, с одной стороны, давным-давно канонизирован православной церковью, с другой - в народе отношение к нему было крайне настороженным. Считалось почему-то, что Касьян приносит людям несчастья, что у него дурной глаз (если посмотрит на траву, та завянет, на корову - подохнет), что он вообще охраняет вход в преисподнюю. Касьянов день отмечали 29 февраля - раз в четыре года, и считалось, что родиться в этот день - ужасная примета. Касьян, по украинским представлениям, сидит в пещере (или в яме с землей), заросший шерстью, и не видит божьего света из-за длиннющих ресниц (по другой версии - век), опускающихся до земли. Ресницы или веки ему поднимает вилами нечистая сила (имя Вий произошло от украинского "вiя" - "ресница"). Кроме того, с Вием связывают сказочного персонажа - шелудивого Буняку, способного взглядом уничтожить город. 
2014 год. Создатели фильма хранят в тайне образ нового Вия, а на этом кадре - один из монстров его свиты, в которого перевоплощается казак. Фото: viymovie.com.
В кинематографе Вию не особо везло. Три дореволюционные экранизации не сохранились до наших дней. За рубежом "Вия" экранизировали дважды: в 1960-м итальянец Марио Бава снял "Маску сатаны", вольную экранизацию Гоголя, в 1990-м югослав Джордже Кадиевич поставил картину "Свято место". Известна также картина Олега Фесенко "Ведьма", вышедшая в 2006-м и растоптанная критиками: действие там разворачивается в Америке, а сыгранный Валерием Николаевым герой - репортер, отправившийся в командировку в глухую провинцию.