28501
0
18 апреля
Загрузить еще

"Мэри Поппинс" появилась после того, как ее автор съездила в СССР

Фото: Отношения у Трэверс и Диснея были тяжелыми... Фото: кадр из фильма.
"Спасти мистера Бэнкса" каким-то невозможным образом проскочил мимо всех основных оскаровских номинаций - хотя еще в начале месяца числился в главных претендентах на "Оскар". Рассказывается в этой сентиментальной комедии о том, как писательница П. Л. Трэверс - сварливая, язвительная и пребывающая в депрессии британская леди - после долгих уговоров и ожесточенных споров позволила Уолту Диснею экранизировать ее книгу "Мэри Поппинс". Трэверс играет Эмма Томпсон, одна из лучших актрис современности, Диснея - Том Хэнкс. 
 
Мы решили вспомнить реальную биографию Трэверс. Которая была куда сложнее, чем можно представить по фильму.
 
 
Гувернантка-волшебница - дело случая
 
Трэверс - не только английская писательница, но и австралийская. По крайней мере родилась она именно там, в штате Квинсленд, в 1899 году, и именно в Австралии провела четверть века, прежде чем в 1924-м навсегда эмигрировать в Великобританию, столицу империи (в Австралию она после этого вернулась только однажды, в 1963-м, всего на три недели). Кстати, настоящее имя писательницы - Хелен Линдон Гофф. Трэверсом звали ее отца, в его честь она взяла псевдоним. Сперва - сценический: в юности Трэверс мечтала стать актрисой и много выступала в театре. Потом он стал писательским.
 
Самая знаменитая ее книга родилась почти случайно, по легенде - когда Трэверс надо было как-то развлечь оказавшихся в ее доме скучающих детей. Как она вспоминала, идея строгой няни-волшебницы буквально "выплыла" из нее, словно по волшебству (до того она не сочиняла для детей).
...хотя на публике они старались этого не демонстрировать. Фото: wikipedia.org.
 
Визит в СССР
 
В начале 30-х, перед тем как взяться за "Мэри Поппинс", писательница посетила с визитом СССР и написала книгу "Московская экскурсия". Ее вместе с другими интуристами возили по яслям, обувным заводам и даже тюрьмам, желая продемонстрировать успехи коммунистического строительства. Но она замечала другое: тихие и серые очереди за продуктами на улицах ("все эти люди словно были на обезболивающем"), отсутствие горячей воды в гостинице, поданные в той же гостинице на завтрак протухшие яйца, которые были "королевским пиршеством в сравнении с едой обычных русских", беспризорников, которые выпрашивали сладости и шоколадки. За каждым ее шагом следили, почту вскрывали и читали. Особое отвращение у нее вызвал Мавзолей Ленина, в котором хранилась "статуя из несчастной плоти, сохраненная вопреки воле человека и вопреки всем людским законам".
 
Трэверс очень долго увлекалась мистическими учениями; настоящим гуру для нее в какой-то момент стал русский мистик Георгий Гурджиев. Кроме того, она изучала индейский и дзенский мистицизм, ради чего путешествовала по США и Японии.
 
Обманщица детей
 
Личная жизнь у Трэверс была непростой (особенно если учесть, что она была бисексуальна). Родных детей у нее не было, однако в 40-летнем возрасте она решила усыновить мальчика по имени Камиллус Хоун - говорят, выбрать именно этого ребенка ей посоветовал личный астролог. У Камиллуса были родители, но они перекинули заботу о четверых своих детях на бабушку и дедушку, которые физически не могли справиться с воспитанием и были вынуждены отдать двоих на усыновление. Именно двоих: у Камиллуса был брат-близнец Энтони, но его Трэверс усыновлять не пожелала. И хладнокровно братьев разлучила.
 
Камиллус совершенно случайно встретился с братом только в семнадцатилетнем возрасте, в лондонском пабе. (По другой версии, Энтони каким-то образом узнал о существовании брата и буквально вломился к Трэверс в дом.) Для Камиллуса новость стала абсолютным шоком: до того момента он был свято уверен, что Трэверс - его родная мать, а он - единственный ребенок. Простить ей обман он так и не смог.
 
Воссоединение близнецы отметили трехдневным запоем - оба были очень неравнодушны к выпивке. Пить Камиллус любил, и сталкивался с множеством проблем из-за этой привычки, но все-таки дожил до семидесяти с лишним лет - умер он только пару лет назад. Сама Трэверс скончалась в 1996-м, в возрасте 96 лет. В завещании она приказала выплачивать сыну лишь определенную, довольно скромную сумму ежемесячно: боялась, что Камиллус просто пропьет все состояние.
У советских зрителей образ Мэри Поппинс всегда будет ассоциироваться с Натальей Андрейченко. Фото: кадр из фильма.
 
Ссора с Диснеем
 
Фильм "Спасти мистера Бэнкса" снят на студии Walt Disney, и, конечно, создатель этой студии предстает ласковейшим и всепонимающим волшебником. На самом деле человеком он был крайне непростым, и отношения с Трэверс у него складывались сложнее, чем показано в фильме. Дисней уламывал Трэверс дать разрешение на экранизацию "Мэри Поппинс" более 15 лет. Когда она наконец сдалась, настояла на полном контроле над сценарием.
 
Как пишет автор обширного очерка в The New Yorker, Трэверс считала Диснея сентиментальным циником, фильмы которого - за исключением ранних - фальшивы и манипулятивны. Она откровенно глумилась над его молодыми сценаристами, присылала поправки на протяжении всего подготовительного и съемочного периода. 
 
То, что в итоге сделал Дисней, - пестренький, сладенький мюзикл с юной попрыгушкой Джули Эндрюс ("субретка!" - шипела Трэверс) в главной роли, - бесконечно пошлее и глупее книжек. Говорят, что после премьеры (на которую он вообще не хотел ее звать) писательница подошла к Диснею и, кипя от ярости, сказала: "Ну что ж, для начала мы вырежем сцену с рисованными героями". Она почему-то питала физическое отвращение к анимации и вообще весь фильм проплакала от раздражения (в фильме этот эпизод подан в куда более сентиментальном ключе). "Памела, корабль уплыл", - холодно ответствовал Дисней. Тогда писательница запретила ему экранизировать любые другие книжки о Мэри Поппинс - к тому моменту их было уже четыре, а фильм основан на первых двух.
 
Впрочем, внакладе Трэверс не осталась - по контракту ей гарантировалось 5 процентов от всей прибыли, связанной с картиной. Говорят, Дисней (которому после премьеры "Мэри Поппинс" оставалось прожить еще два года) называл ее неблагодарной. Зато советские зрители смогли оценить ее Мэри не в сиропном варианте, а в обаятельной сатирической экранизации режиссера Леонида Квинихидзе, снятой в 1983 году с Натальей Андрейченко в роли леди Совершенство.