28501
0
Загрузить еще

"Русских не кормим!"

К 69-му дню рождения легендарного актера (25 января) вышла в свет книга "Владимир Высоцкий и Одесская киностудия: сыгранные роли и песни, написанные для фильмов, материалы и документы, мнения и воспоминания". Ее авторы - бывший главный редактор киностудии Галина Лазарева и художник-дизайнер Владимир Миненко. "Комсомолка" предлагает наиболее интересные факты и воспоминания из этого уникального сборника.

"Хорошая роль: главная и опять в бороде"

На Одесскую киностудию Владимира Высоцкого впервые пригласили для съемок в картине "Вертикаль".

"Ступил на одесскую землю, - написал Высоцкий в письме Людмиле Абрамовой (вторая жена актера, мать Аркадия и Никиты. - Прим. авт.) в августе 1966-го. Никто не встречает, даже машины не выслали. Я как человек необидчивый и богатый сел в такси и поехал на киностудию. Там обо мне знать не знают, кто, говорят, такой? Откуда? Зачем? Потом разобрались, извинились, сделали фото, послушали песни, заказали еще, объяснили про сценарий и повезли в гостиницу. Номеров свободных нет. В ресторане говорят: русских не кормим. Лег спать голодным в номере у режиссеров. Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные, но приятные ребята: Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, сценарий плохой, но много песен. Сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается. А на следующий день мне дали почитать еще один сценарий. Режиссер - женщина, Кира Муратова. Хороший режиссер, хороший сценарий, хорошая роль: главная и опять в бороде.

Сделали кинопробу, дали за нее денег. Посмотрели: хорошо сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорил. Но это вряд ли выйдет по срокам, а жаль. Можно было отказаться от альпинистов, но жаль песен и места съемок".

Говорухин вначале разочаровался

А вот какое впечатление произвел на пробах Владимир Высоцкий на Станислава Говорухина: "Сначала я услышал запись. Кто он? Откуда? Судя по песням, воевал, много видел, прожил трудную жизнь. Могучий голос, могучий темперамент. Представлялся большой, сильный, поживший. И вот первое знакомство. Мимолетное разочарование. Стройный спортивный улыбчивый московский мальчик. Неужели тот самый? Вероятно, так были разочарованы крестьянские ходоки к Ленину: воображение рисовало огромного сильного человека - еще бы, всю Россию поднял на дыбы! И вдруг… маленький, живой, лишенный сановной важности, еще и картавит.

По природе своей, героическому нутру, Высоцкий должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, солдаты. Но для этого надо иметь несколько жизней. Поэтому он проживает в песнях то, что не удалось в реальности. Он, будучи артистической натурой, как бы становится на мгновение тем, кем хотел бы стать".

Высоцкий сгорал за один дубль

Прошло некоторое время. Два бесспорно талантливых человека - режиссер и актер - сработались, сговорились и даже спелись. Но и без трудностей не обошлось.

"Работать с ним оказалось непросто, - утверждает Станислав Говорухин. - Чрезвычайно неудобный актер для режиссера. Но это с первого взгляда. Он никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнить формальные задачи. Всегда приносил свое. Но при этом артист был какой-то… торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хочется нового, хочется бежать дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался вовсю, чтобы второго не случилось.

Володя мог и не играть в этом фильме. Роль была довольно формальной и неинтересной. Но песни он написал, на мой взгляд, изумительные".

"Мы уже несколько дней ничего не снимаем, хотя именно меня отщелкали уже прилично, и, главное, сняли две песни, - пишет в очередном письме Высоцкий Людмиле (август 1966 года). - Погода там, наверху, не очень, холодно и грозы, идет снег. Но нам дали теплые костюмы, и в них тепло. Я тереблю режиссеров, чтобы быстрее, чтобы меньше ездить потом. Но все в руках метеослужбы. Здесь все время бьются насмерть альпинисты.

Я до сих пор не получил ни копейки денег ни за роль, ни за песни. Дирекция шлет трагические телеграммы. Пока бесполезно. Сегодня заявил, что больше работать не стану, пока не будет ставки и денег. Послали этот текст дословно в Одессу".

"Когда не пил, был очень волевой"

Параллельно с "Вертикалью" Владимир Высоцкий снимался у Киры Муратовой в ее картине "Короткие встречи", где главные роли она распределила Нине Руслановой, Владимиру Высоцкому и себе.

"Он был очень занят, - вспоминает оператор фильма Геннадий Карюк. - Приезжал к нам на день-два. После спектакля, перелета, съемок в горах у Станислава Говорухина появлялся усталый, но в кадре преображался".

"Такой жесткий персонаж всегда, закрытый, четкий, очень четкий, - таким запомнился актер Высоцкий Кире Муратовой. - Когда он пил, то расслаблялся и становился каким-то не таким. Но этого у нас на съемках не было, к счастью, это пришлось узнать позже, когда кончился фильм, с ужасом увидеть, как это вообще бывает. А когда не пил, был очень дисциплинированный, волевой такой, четко распланированный".

"Это, пожалуй, самая серьезная моя работа в кино, - делает вывод незадолго до смерти сам Высоцкий. - В ней то, что я люблю в этой жизни. Люблю этого героя, который с прекрасного, обеспеченного места в управлении ушел заниматься тем, чем ему положено. Он геолог и пошел в поисковую партию. Я с ним солидарен".

Кстати, в "Коротких встречах" в роли геолога Максима должен был сниматься другой актер.

"До него мы пробовали на главную роль другого актера, не буду называть его фамилии (Станислав Любшин. - Прим. авт.), - рассказывает оператор Геннадий Карюк. - Мне он запомнился высоким, в белой рубахе с расстегнутой грудью. Такой недосягаемый и красивый. Хорошо попробовался, занял денег у Киры Муратовой и… исчез навсегда. И тогда на студии появился простой парень - Высоцкий. Он выручил нас, снялся. Играл ли он? Он жил в картине. И прожил эту экранную жизнь ярко и бессмертно".

"У него же физиономия бандита!"

"Опасные гастроли" для меня - это прежде всего Володя, - считает режиссер картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Пробы Володи к фильму стали просто потрясающими. Актерские, с песнями. И вот я привез их в Москву. В Госкино посмотрели, вызвали меня к начальству. Что же я услышал? "Попробуй других актеров. Высоцкий сниматься не будет. Даем тебе две недели". Расстроенный, я вернулся в Одессу и продолжил пробы. Каждому пробующемуся откровенно говорил, что хочу снимать только Володю: "Вы претендуете на его место. Сделайте что-нибудь, чтобы вас не утвердили". Пробовались Каморный, Шалевич, Громадский. Настоящие, классные актеры. И они мне помогли. Каждый нарочно допустил "кикс" (в бильярде удар-осечка. - Прим. авт.). Высоцкий оказался лучше всех.

В то время он был в самой крутой опале у властей. Когда я начал снимать, секретарь местного обкома издал распоряжение не пускать Высоцкого в Одессу. Правдами и неправдами его поселили в "Аркадии". И вот в разгаре одного застолья он взял гитару, и пошло: "Охота на волков", "Протопи ты мне баньку". Люди снаружи, услышав его голос, как завороженные помчались к "Аркадии". Привалило столько, что выдавили стекло! Но народ тут же собрал деньги и отдал директору".

…Из письма студентов приборостроительного института Севастополя: "Уважаемые товарищи! Хорошую сделали вы картину "Опасные гастроли". Только очень неудачен у вас выбор на главного героя - Высоцкий. У него же физиономия бандита! Как можно было выбирать его на такую роль? Неужели не нашлось артиста? Да ведь есть целый ряд и обаятельных, и певучих, и пляшущих! Например, Андрей Миронов и пр.".

Так, в 1969 году Владимир Высоцкий прославился еще одним фильмом.

Жеглов отказался надеть милицейскую форму

Владимир Высоцкий очень хотел спеть в фильме "Место встречи изменить нельзя", но режиссер Станислав Говорухин ему не позволил, решив, что это может разрушить образ.

"Повесть я нашел сам (творчество Вайнеров мне было знакомо), прочел, восхитился, рассказал Высоцкому, что вот, мол, есть замечательная книжка, и роль для него, - писал Галине Лазаревой Станислав Говорухин. - "О! - сказал Володя. - Мне Вайнеры как раз подарили, сказали: прочти, прекрасная роль, на тебя. Но я еще не читал". Отправились к Вайнерам, по дороге я рассказал ему сюжет. Приехали, пообедали, побалагурили, понравились друг другу. Союз был заключен. Так они и не узнали, что Володя на тот момент не читал их книжки".

Кстати, Говорухин не смог заставить Высоцкого надеть милицейскую форму сталинских времен. Она ассоциировалась у актера со страшным беззаконием. И тогда режиссеру пришлось придумать сцену, где Жеглов стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такое:

- Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.

- Почему? - спрашивает Шарапов.

- Да потому, что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется.

"Готовясь к роли Жеглова, Высоцкий сам выбирал себе костюмы на складе, - вспоминает директор картины Владимир Мальцев. - Он хорошо помнил время, к которому относились события, и, будучи по жизни всегда очень элегантным, умел в одежде выделять детали, которые создавали стиль".

"Много времени проводя в павильонах "Места встречи", я всегда чувствовал его тихое появление, - вспоминает художник-постановщик Валентин Гидулянов. - Он стоял в неосвещенном углу и подолгу рассматривал будущую декорацию. Так вели себя старые поколения актеров. Потом подходил: "Надо же! Именно в такое отделение милиции меня частенько приводили", "Этот продмаг в центре Москвы я хорошо помню".

Работу художника Высоцкий чувствовал, пропуская через себя. Чувство юмора, мгновенная реакция на шутку, самоирония (качество, очень редкое среди его коллег, частенько грешащих нарциссизмом) притягивали к нему людей".

В ТЕМУ

Поэт уничтожал свои черновики "Комсомолка" разыскала уникальную рукопись его известного стихотворения "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты"

Владимир Высоцкий и Марина Влади не раз отдыхали на судах Одесского Черноморского пароходства (в круизах Одесса -Батуми) - на теплоходах "Шота Руставели", "Грузия", "Аджария".

С капитаном "Аджарии" и "Шота Руставели" Александром Назаренко они были очень дружны. Марина Влади пишет об этом в своей книге "Владимир, или Прерванный полет": "Где бы ты ни был, они с радостью принимают тебя, отводят тебе лучшую каюту, приглашают тебя в гости на берегу, устраивают целый праздник - так всегда бывает, когда мы встречаемся с нашими друзьями - капитанами дальнего плавания Феликсом Дашковым и Сашей Назаренко".

Сам же Назаренко, попав в опалу в советские годы, вынужден был перебраться в Америку. В одном интервью он вспоминал:

- Два раза - в 1968 и 1969 годах - Володя был на "Аджарии". С 1970 года я был капитаном "Шота Руставели", и Володя каждый год приезжал туда. За год до смерти уже не приехал, у него уже другая жизнь была... Я просил его, чтобы он два раза за рейс выступал перед пассажирами (чтобы никто не придирался, зачем он здесь), а в остальное время отдыхал.

Выделяли ему "люкс", и он мог работать без помех. Писалось ему тяжело. Иной раз по двадцать-тридцать вариантов одной и той же песни записывал. Черновики уничтожал. Я как-то хотел спрятать один листок, сохранить. Он увидел и не позволил: "Ты куда берешь? Ни в коем случае! Отдай сейчас же!". Песню "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты..." он написал на "Шота Руставели" - лично для меня.

Чистовик этой песни, впоследствии ставшей очень известной, Высоцкий записал на фирменном бланке теплохода "Шота Руставели". Одесский журналист Юрий Гаврилов вспоминает:

- В 1971 году на теплоходе "Шота Руставели" я плавал редактором судовой газеты. Тогда отдыхали на теплоходе Владимир Высоцкий и Марина Влади, или Володя и Машенька, как мы их называли. В каюте капитана Назаренко как-то было застолье, мы общались, веселились в кругу небольшой компании. Высоцкий задавал много вопросов (он был очень дотошным) касательно морского дела. Ему рассказывали различные морские истории. Мы разошлись в пять утра. После этой встречи он посвятил песню капитану - "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты". Песня впоследствии стала гимном теплохода "Шота Руставели".

Новости по теме: ATMASFERA 360