Загрузить еще

Владислав Шерешевский: "Девушки на моих выставках белье не срывают и в картины не кидают... А хотелось бы!"

Владислав Шерешевский:
Фото: Владислав Шерешевский выбрал для нового проекта сложную тему - известные медиа и их герои. Фото: Ирина КЛЮЧНИКОВА.
Проект Владислава Шерешевского стал самым успешным на форуме Art Kyiv Contemporary VIII, проходящем в эти дни в столичном музее "Мистецький Арсенал". MediaFace стал самым упоминаемым проектом в прессе, на фоне его работ фотографировались политики и звезды шоу-бизнеса, а четыре из девяти представленных картин уже приобретены коллекционерами. 
 
В ближайших планах живописца - подготовка весенней выставки в столичной галерее "Триптих", арт-автопробег по крупнейшим городам Украины и празднование 50-летия большой персональной выставкой в Киевском музее русского искусства. 
 
Накануне открытия форума Art Kyiv Владислав Шерешевский поговорил с нами об актуальном искусстве и ремесле, деньгах, признании, старости и многом другом. 
 
"Научить рисовать можно и обезьяну"
 
- Бытует мнение, что в "актуальном искусстве" вырождается профессионализм. Чтобы впечатлить публику, достаточно лишь эпатировать и удивлять замысловатым концептом. Вы же остаетесь приверженцем классической многослойной живописи. 
 
- Актуальное искусство по большей части способно лишь удивлять, не более. Может, уже и выросло поколение, которое не готово чувствовать, не читавшее книг, мигрировавшее в интернет и превратившееся лишь в потребителя информации. Меня же до сих пор трогает качество живописи, к тому же у нас в Украине достаточно хороших мастеров. Посещая их выставки, я получаю истинное удовольствие. Мне недавно товарищ сказал: "Ты слишком дорого пишешь, у тебя толстый слой краски", но я не могу "наступить на горло собственной песне". Если меня спросят: "Кому ты служишь, искусству или живописи?", то я однозначно отдам предпочтение живописи.
 
- Ремесло художника сейчас в почете у молодых, у вас есть ученики?
 
- К сожалению, как и весь профессионализм, ремесло не в приоритете у молодых. Чаще ко мне обращаются с просьбой научить рисовать не профессионалы, а любители, обладающие деньгами. Как говорил мой учитель Виктор Зарецкий: "Научить рисовать можно и обезьяну, но художником она не станет", то же отвечаю и я. Уровень образования упал повсюду, не только в искусстве, но и в медицине, промышленности. Взять хотя бы один пример: в художественном институте нет денег на натуру. Приходят натурщики, их снимают, а потом студенты рисуют с фотографий и получают свои "три с плюсом" или "четыре". К примеру, в наше время выпустилось 60 человек. Из них 40 рисовали неплохо, 20 - очень хорошо, известными художниками после тридцати стали пятеро. Сейчас из того же количества популярности добиваются двое, а хорошо рисовать умеют не сорок, как раньше, а пятеро. 
 
"Пенсии у меня не будет" 
 
- Ваш коллега Анатолий Криволап отважился на сожжение своих картин, которые с высоты лет и практики посчитал "творческим браком"… 
 
- Если бы мои работы прошлых лет были перед глазами, то я бы призадумался, сжигать их или нет. Хотя сожжение - это слишком красивый жест, это как разорвать партбилет в советские времена. Во времена первой половины своего творчества я некоторые картины переписывал по три раза. Сейчас у меня глаза стали хуже, очки надевать надо, но не приходится переписывать картины. И не потому, что я стал менее требовательным, наоборот. Уже выработалась прямая связь и "взаимопонимание" руки с головой.
 
- Это бы "взаимопонимание" молодости, быть бы счастливой старости.
 
- Я боюсь момента, когда мне станет 70, вдруг я стану рисовать какую-нибудь ерунду и этого не пойму. Дети скажут: "Папа, рисуй, мы продадим!" Так хочется сохранить светлую голову... К тому же пенсии у меня не будет. 
 
- Почему?
 
- Ну откуда у художника пенсия! Разве что по старости, но тех денег хватит на 10 тюбиков краски и 2-3 холста. Кстати, хороший стимул - болеть нельзя, надо работать! Я хочу на этом же творческом уровне продержаться лет 20, чтобы меня, как говорят, "пёрло". А потом - чтобы я с горки не скатывался, а медленно сползал лет так 20-30. Жить хочется не для того, чтобы подольше, а чтобы больше сделать. Иногда после крупных проектов возникает ощущение, что уже все возможное осуществил, но через некоторое время возникают еще более невероятные идеи, которые тебя полностью захватывают. 
 
- Вы счастливый автор, ваши симпатии совпадают с публикой? 
 
- Публика сильно изменилась. Пытливой публике нравится то же, что и мне. Другое дело, что покупают более легкие вещи, серьезные и глубокие редко приобретают. В молодости без покупок, конечно, нельзя было, не на что было бы и выпить (смеется), а если не на что выпить, то и настроение не то. 
 
- Ваши картины ироничны и на первый взгляд шутливы, хотя есть мнение, что это лишь "творческая маска" Шерешевского, у которого есть серьезные портретные работы, графика. 
 
- Мои работы несмешные, я везде добиваюсь трагикомического звучания. Если кто-то видит верхушку айсберга, то ему смешно. Это уровень восприятия. Лучшие мои зрители видят все. 
 
- Поклонники тешат ваше самолюбие признаниями о том, как ваше творчество изменило их жизнь? 
 
- У живописи не такое сильное воздействие на человека, как у музыки. Девушки на моих выставках трусики и лифчики не снимают и в картины не кидают. А хотелось бы! (Смеется.) Как-то мой друг музыкант говорит: "На моем концерте на Майдане было 50 тысяч человек", а я говорю "А мою картину на выставке посмотрели 2 тысячи человек, еще пару тысяч посмотрят через год, 10 и 20 лет". В итоге мы набираем одинаковое количество зрителей, но через 20-30 лет его музыку вряд ли будут слушать, а мои картины еще будут смотреть.
На фото - картины проекта MediaFace. Фото: Ирина КЛЮЧНИКОВА. 
 
 
"В своих работах уже сбился со счета" 
 
- Вы интересовались, как поживают ваши картины в частных коллекциях?
 
- Хорошо поживают. Еще не было случая, чтобы их выставляли на повторный аукцион, и это приятно. В начале 90-х был случай, я закрасил неудавшуюся картину, да и подрамник там был неудачный, и во время переезда из одной мастерской в другую ту картину потерял. Через некоторое время я встретил одного знакомого на Андреевском спуске, который говорит: "Представляешь, у рабочего возле мусорки купил твою картину. Это что-то невероятное, там под слоем золотой краски проявляется слон. Я ее так дорого продал". Выяснилось, что он купил и удачно продал забракованную и закрашенную мною картину, на которой под тонким слоем краски проявилась часть старого рисунка. И в ней узрели слона, хотя я никаких слонов не рисовал. 
 
- Творческую статистику ведете? 
 
- Давно сбился со счета, поэтому нет точной цифры, сколько работ написано. Более тысячи. В Германии более семидесяти моих картин… Конечно, хотелось бы собрать все в одном месте, но это нереально. Наверное, надо было бы устраивать выставку во Дворце спорта. Когда картины пишутся, они, как дети, - все любимые, а потом время проходит, и они становятся похожи на повзрослевших детей: у них своя жизнь, у тебя - своя, и не надо к ним приставать. 
 
СПРАВКА "КП"
 
О чем проект MediaFace 
 
Авторский проект посвящен самым влиятельным медиа. Художник и куратор выбрали актуальную тему, которая была остроумно и профессионально воплощена, что отметили арт-критики и коллеги Владислава Шерешевского. 
 
Стенд проекта MediaFace посетили телеведущая Светлана Леонтьева, глава украинского офиса телеканала Euronews Валид Арфуш, актер Остап Ступка, певицы Юлия Лорд и Наталья Гордиенко, директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко, художники Анатолий Криволап и Александр Ройтбург, арт-куратор Олеся Авраменко и многие другие.