Загрузить еще

Из материалов уголовного дела: "Cмертельно ранить Талькова мог только Шляфман"

Из материалов уголовного дела:
Фото: Сегодня Игорю Талькову исполнилось бы 57 лет. Фото: Личный фотоархив
Прошло уже 22 года после того, как в петербургском концертном зале "Юбилейный" прозвучал выстрел, оборвавший жизнь музыканта, но в этом деле так и не поставлена точка. Даже в день рождения певца его поклонники не только вспоминают золотые хиты, но до сих пор гадают: кто же на самом деле виновен в убийстве Талькова?
 
Олег Блинов, который в  90-е возглавлял следственную часть прокуратуры Санкт-Петербурга и вел дело об убийстве Талькова, рассказал "КП" о некоторых выводах, к которым пришли сыщики:
 
- Мы выяснили, что из рук директора Талькова Валерия Шляфмана оружие попало в руки Азизы, которая передала пистолет Малахову. Эта цепочка была нами отслежена. А Малахов выбежал на улицу и выкинул оружие. Он не был местным жителем, поэтому в ходе следственного эксперимента не смог вспомнить, в какой именно канал он выкинул пистолет.
 
Но следователь убежден - директор Азизы физически не мог стрелять в Талькова.
 
- Малахов не мог убить Талькова, потому что он находился не в той позиции, чтобы нанести повреждения, которые были у певца (Малахова скрутили охранники и прижали к полу. - Ред.), - говорит Блинов. - Мы установили, что выстрел был произведен с очень близкого расстояния от Талькова, - продолжает Блинов. - Чуть ли не вплотную к его руке. С такой дистанции мог стрелять только Шляфман.
 
В заключение уголовного дела по убийству Талькова экспертная группа пришла к общему выводу: "При обстоятельствах, изложенных в материалах уголовного дела, Игорь Малахов не мог причинить смертельное ранение Талькову. Единственным лицом, причинившим смертельное ранение певцу, был Валерий Шляфман".
 
Почему же тогда сыщики не смогли задержать директора Талькова?
 
- Когда мы допросили гражданскую жену Шляфмана, на наше счастье, она не успела постирать рубашку, в которой в тот день был ее муж, - вспоминает Олег Блинов. - Экспертиза показала, что на рукавах остались кровь и порох, следы огнестрельного оружия. Почему мы его не задержали? Преступление произошло в Питере. И вся группа и сопровождающие их лица  попросили отпустить их на похороны Талькова. Обещали вернуться через 3 - 4 дня, но никто слова не сдержал.
 
Из-за отсутствия финансирования командировок мы выбивали деньги, чтобы выехать за подозреваемыми в Москву в течение  двух месяцев. Поэтому все затянулось. А потом приехали в Москву и уже приступили к допросу всех лиц. После назначили ряд очень серьезных экспертиз. В результате чего и  было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого господина Шляфмана.
 
Пока все это происходило, мы установили, что Шляфман уже выехал за пределы страны. Пока искали его, прошло несколько месяцев. Долго длилась и процедура согласования моего выезда в Израиль. В консульстве Израиля я попросил содействия в доставке этого лица и проведении  допроса. На что мне было заявлено, что на территории Израиля сотрудники правоохранительных органов других государств действовать не могут. Увы, тогда нам не удалось довести это громкое дело до конца.
 
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
Его "пепел" стучит во мне
Отар КУШАНАШВИЛИ
 
На шумном собрании некогда сверхпопулярной программы "Муз­ОБОЗ" долго решалось, кто поедет на интервью к Игорю Талькову. Желающих было немного. Сейчас это звучит пошло и манерно, но тогда всех пугала его явственная интеллектуальность в обрамлении очевидной суровости. Это ведь он потом мне скажет (я записал): "Поскреби цивилизацию - полезет дикость", а еще вот это: "Меня волнует тема нравственных императивов", то есть душа его волновала.
 
Ехать вызвался я.
 
В подмосковном городе Видное в гримерке я обнаружил человека, который был расстроен тем, как прошел концерт: важные песни пропускали мимо ушей, требовали "Чистые пруды". Воспитанные культурой намека и многоточия, люди не знали, как реагировать на манифесты, и требовали лирику. И то сказать, лирика была что надо. Ведь даже песни о любви ("Самый лучший день", "Летний дождь") он превращал в элегии по утраченным чувству и идеалам. Его метафоры были невесомы, как дождинки.
 
Я спросил, отчего у него в песнях так много хемингуэевского героического пессимизма, и он расхохотался: "Ну ты и... фрукт. А как же "Я вернусь"?" Я спросил, что он считает для себя самым главным. Он ответил: как сделать жизнь полезной и необременительной тебе самому.
 
Пытаясь этого добиться, он без снисхождения (это слышно) относился к себе и снисходительно к другим. Он и ценим людьми сегодня, думаю, за абсолютный позитивный фатализм, который и есть основная часть его обаяния: да, непросто, но любите Родину и друг друга и тогда выстоим. И так уж и быть, будут вам "Чистые пруды".
 
Через неделю Игоря Талькова убили, и мы сопроводили интервью его малоизвестной песней со строчкой "Пепел к пеплу, прах к праху", надеясь, что это правда, что он есть - пепел, который стучится в сердца.
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
Игорь Малахов сменил фамилию и поселился в деревне
Наталья МУРГА
 
Информация о том, где сейчас находится Игорь Малахов, всплыла благодаря его госпитализации в Институт им. Склифосовского с тяжелой формой диабета. Как оказалось, Малахов, известный в 90-х под кличкой Рэмбо, женился на актрисе Ксении Кузнецовой, снимавшейся в передаче "АБВГДейка". Родив двоих белокурых сыновей, он строит огромный дом в глухой деревне. Чтобы начать другую жизнь, Игорю Малахову пришлось сменить имя на Игоря Руса.
 
- Интересно, что один из участников конфликта - Шляфман уехал в Израиль, сменив фамилию на Высоцкого, а другой спрятался в глуши и тоже изменил имя, - рассказала вдова Талькова Татьяна. - Но я не виню ни того ни другого, простила всех.
 
Брат Игоря Талькова, Владимир, дал нам свою версию случившегося:
 
- Виноваты все участники конфликта: Азиза, Малахов и Шляфман. Последний провоцировал скандалы, а потом удирал. Именно он первым ударил по ноге директора Азизы Малахова. Не верю, что Азиза покаялась, а то, что стала крестной младшего сына Игоря, дело не мое.
 
Азиза же, узнав о болезни Малахова, навестила его в больнице и предложила помощь.
 
Игорь Малахов сейчас пошел на поправку, но так и не согласился комментировать обвинение против Валерия Шляфмана.