Театр-студия "Черный квадрат" - один из немногих в стране, который пользуется большой популярностью. Причем не только в среде искушенных театралов, но и молодых людей, которые практически незнакомы с этим искусством. Некоторыми секретами своего успеха с читателями "Комсомолки" поделился художественный руководитель театра Анатолий Неелов.
- Я за 20 лет очень мало поставил спектаклей, которые мне нравятся. Я смотрю – актерам нравится Довлатов, нравится Мураками. Или они сами что-то придумали – они восхищены, они горят, им есть, что сказать миру. Я думаю: ладно. Я это все профессионально поставлю, проведу огранку. Знаете, возьмешь алмазик и сделаешь из него бриллиант. Оформишь музыкой, светом, выстроишь систему событийно-оценочных цепочек, и выпустишь. Зрителю это нравится – ну, и замечательно. Хотя, мне, например, это было бы неинтересно. Я люблю арт-хаус, я люблю авторское кино, я люблю не массовый продукт, продукт, рассчитанный на тонко чувствующего зрителя. Но этот тонко чувствующий зритель не делает кассу. А поскольку мы не являемся государственным театром: мы платим налоги, законно оформлены, мы не берем деньги от государства, то, соответственно, мы должны думать о том, как зритель придет на спектакль. Поэтому большая часть репертуара "заточена" под массового зрителя. Просто сначала человек идет на спектакль с каким-то легким названием, типа "До и после секса", а потом он приходит на спектакли "Обреченные на счастье", "Воспоминания о будущем", т.е. спектакли более глубокие, более тонкие. Сначала надо заманить человека в театр, потому что люди не готовы ходить в театр, тратить свое время, если они не уверены, что там будет интересно.
- Вы не думали о том, что такими броскими необычными названиями Вы можете отвернуть часть своей потенциальной аудитории? Ведь в большинстве своем театральные зрители – это уже люди среднего возраста.
- Нет. Вы точно ошибаетесь. Мы приглашаем молодежь. К нам приходит молодежь, которая не ходит в другие театры вообще. Мы достаточно системно проводим в Киеве маркетинговые исследования. Это, во-первых. А во-вторых, люди, которые тонкие, умные – они знают, они посмотрят в интернете, они прочитают честный анонс (мы пишем честные анонсы) и, соответственно, они понимают, что название неважно. У нас есть изящный, элегантный спектакль, который назывался "Метаморфозы". Он не продавался вообще. Мы поменяли название, не поменяв ни буквы в самом спектакле. Назвали его "Огрызки жизни или 19 сантиметров любви". Спектакль начал тут же продаваться. Качество спектакля осталось прежним. К сожалению, название – это то, на что, прежде всего, "ловится" обычный зритель. А дальше пусть придет, "зацепится" уже на коллектив, понравятся актеры, и тогда он захочет еще. И тогда он уже пойдет и на другие названия. Главное - заставить человека первый раз прийти в театр. По нашей статистике – 87% наших зрителей – это люди, которые в других театрах не были. Не были в театрах 5-7-10 лет, со школы, или вообще никогда не были. И часто бывает, что после нас они идут в другой театр, и возвращаются к нам. Мы не можем конкурировать с театрами только на уровне финансовых затрат – бешенные декорации, сумасшедшие костюмы… Нет. Его величество актер, как говорил Немирович-Данченко. Стол, два стула, кровать, два актера на сцене. Этого для театра достаточно.
Полную видеоверсию онлайн-конференции с Анатолием Нееловым смотрите ЗДЕСЬ>>>