Загрузить еще

«В его голосе было что-то от рыдания»

«В его голосе было что-то от рыдания»

Лилия ПИЧХНАРАШВИЛИ

Во время учебы в Днепропетровском музыкальном училище по классу фортепиано (сейчас - консерватория) он частенько пропускал занятия, в основном получал «тройки». Поэтому-то педагоги о выпускнике не вспоминали до тех пор,   пока «Комсомолка» не подсказала, что популярный композитор и исполнитель Анатолий Днепров и есть тот самый неприметный пианист - Толик Гросс.

Гением никто не считал

- Тех педагогов, которые работали в 1971 году, почти не осталось (именно в этом году закончил учебу Днепров), поэтому найти того, кто бы помнил этого студента, весьма трудно, - говорит директор консерватории Сергей Хананаев. - Наталья Владимировна Проценко, одна из ветеранов нашего учебного заведения, хоть и не вела занятия у Анатолия Гросса, зато частенько пересекалась с ним и его первым преподавателем музыкально-теоретического отдела Кирилловской.

Наталья Владимировна Проценко

О том, что Днепров скончался от сердечного приступа по дороге на собственный концерт, Наталья Проценко не знала. Вздохнув, педагог пожалела, что рассмотреть в студенте талантливейшего композитора тогда никто не смог.

- Толик уже тогда увлекался композицией, что-то писал, - вспоминает она. - Хотя он был и способным парнем, занимался средне. Его притягивала музыка, но каких-то проявлений гениальности никто заметить не мог.

После окончания учебы, в отличие от многих ребят, он больше не наведывался в музыкальное училище, поэтому об успехах преподавателям и сокурсникам известно не было, а узнать в известном исполнителе Днепрове скромного учащегося Гросса так и не смогли.

- У меня есть личный архив с публикациями о наших именитых студентах. Но о Днепрове ничего из газет я даже не вырезала... - сетует Наталья Владимировна. - Я попросту не догадывалась, что он - тот самый Толик Гросс!

Талантливый прогульщик

Удивительно, но в архивах консерватории Наталье Владимировне удалось разыскать даже личное дело Анатолия Гросса! Папка с выцветшими документами, от руки написанными заявлениями для приема в училище, рекомендациями и даже автобиографией девятиклассника хранилась более тридцати пяти лет на пыльной полке стеллажа!

- Толик не отличался способностями от многих сверстников. То есть, так сказать, «яркой индивидуальностью» он не был, - говорит Проценко. - После того как отучился два года на кафедре музыкальной теории, пошел в армию, а когда вернулся, уже решил восстанавливаться на третий курс, но фортепианного отделения.

Кстати, в армии он принял участие более чем в 350 концертах, за что получил отличные отзывы от начальства ансамбля песни и пляски МВД Украины. Поэтому, видя запал студента, преподаватель Гросса - Кирилловская - указала в ходатайстве перед директором, что студент обладает хорошими музыкальными данными. Днепров быстро схватывал, был легок и гибок в работе. Педагог полагала, что Анатолий быстро добьется успехов в учебе на другой кафедре, так как Днепров настойчиво желал учиться именно на фортепианном отделе. Тем не менее надежды преподавателя не оправдались…

Как отмечено в личном деле, Гросс учился нерегулярно и не всегда был дисциплинирован. Если профилирующие предметы он сдавал на «четыре» и «пять», то общеобразовательные дисциплины, такие, как история и география - на «тройки». (Впрочем, в школе он также не отличался прилежностью: в табеле за девятый класс оценок выше «четверки»  не было. Зато директор индустриального техникума Д.Борисов, где также учился Дне­пров, в характеристике для поступления в музыкальное училище наоборот отмечал, что к учебе Анатолий относится подчеркнуто серьезно и является дисциплинированным. К слову, впечатляют и рекомендации директора вечерней музыкальной школы для взрослых.)

Недопел и недолюбил

Владимир  Марховский

- В 1970 году Анатолий Днепров был пианистом в джаз-оркестре «ЗКЛ-69», которым я тогда руководил (аббревиатура ЗКЛ обозначает завод Карла Либкнехта, 69 год основания оркестра), - вспоминает известный музыкант, педагог, дирижер, аранжировщик Владимир  Марховский. - С этим коллективом Днепров участвовал в международных джазовых фестивалях в Воронеже, Горьком, Днепропетровске.

Когда при Днепропетровской областной филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Водограй», которым я тогда руководил, ставший позже популярным во всем СССР, Днепров был автором многих песен и сотрудничал с коллективом на протяжении нескольких лет.

Днепров был не только прекрасным композитором, но и вокалистом.  Знаете, в его голосе был неподражаемый гортанный «взрыд», если так можно сказать. Что-то от рыдания, - продолжает Владимир Абрамович. - А от того, как он пел свою песню «Радовать», моей жене всегда хотелось плакать…

Он много сделал для становления песенного искусства. Наверное, он недопел и недолюбил… 

Лучшая песня

«Радовать»

Музыка Анатолия Днепрова, стихи Михаила Танича

Радовать,

Хочу тебя сегодня

Радовать,

Одну тебя любить

И радовать,

Хочу, чтоб нас пути

Нечаянно свели.

Радовать,

Твои печали перекладывать,

Твои тревоги перекладывать

На плечи сильные свои.

Выдумать,

Хочу тебя сегодня

Выдумать.

Хочу тебя, как песню,

Выдумать,

Весь мир тобою

Заслоня.

Выдумать,

Чтоб самому себе

Завидовать,

Почти не верить

И завидовать,

Что ты такая у меня.

Баловать,

Хочу тебя сегодня

Баловать,

Одну тебя на свете

Баловать,

О самом дорогом

С тобою говорю.

Баловать,

Могу весну тебе

Пожаловать,

Могу судьбу тебе

Пожаловать,

Что скажешь,

То и подарю.

Выдумать,

Хочу тебя сегодня

Выдумать.

Хочу тебя, как песню,

 Выдумать,

Весь мир тобою

Заслоня.

Выдумать,

Чтоб самому себе

Завидовать,

Почти не верить

И завидовать,

Что ты такая у меня.