И со своим фирменным акцентом рассказал нам "за всю Одессу". И не только. Было ну очень интересно!
ЗА ОДЕССУ
- На днях и в Одессе был юбилейный вечер, много сил забрал у меня. Устал, волнения много. Я Одессу боюсь всегда. Хоть и принимали как никогда! Вечер такой, что я не помню… Люди аплодировали стоя! Видимо, соскучились - я не был лет пять… И там Жванецкий, оказывается, отдыхал. Он тоже присоединился, был для зрителей сюрприз. В Одессе ведь тоже не много осталось зрителей таких, театральных. Но есть, есть еще публика! Уж думал, что все уехали, ан нет! Я одно время жаловался, что Одесса исчезает, теряет свое лицо, но понял, что она в порядке, и это очень здорово.
ЗА ЮБИЛЕЙ
- У меня сейчас юбилейный год - 50 лет назад я вышел на сцену. По этому поводу был большой вечер в Ленинграде. Это второй город в моей жизни, я туда приехал в 1962-м и через год в театре у Райкина начал творческую деятельность. Полвека на сцене - это тяжело, даже если просто стоять, а уж тем более что-то играть! Но так незаметно пролетело это время… Знаете, планов сейчас больших нет - я только выписался из больницы. Были три подряд серьезных операции, только вхожу в форму, очень осторожно даю юбилейные концерты.
ЕЩЕ ЗА ОДЕССУ
- Есть такие города (Одесса, Ленинград, Львов…), которым власть никогда не могла помешать. Мешала, но не сильно. В Одессе есть Привоз. Даже в самый большой голод можешь что-то купить. И всегда что-то было. Я помню время после войны. Такие города сами себя спасают. Я не знаю, чего они прут загорать в этот Египет?! В Одессе прекрасные условия сейчас, отличные пляжи, правда, платные. И Дерибасовская, где кафе стоят, как в Париже! Но что касается Молдаванки, Пересыпи - это все так и осталось. В Одессе люди не очень богато живут, хотя есть миллионеры, но в принципе жизнь довольно дорогая для остальных. Базар дорогой, камбала дорогая, бычки дорогие, рестораны - ну очень дорогие. Но зато они там шикарные, зайдешь - объешься и оставишь все деньги.
ЗА ОДЕССИТОВ
- Главная черта одесситов - они никогда не теряются в самых сложных моментах. Не скажу, что они все время шутят. Шутят в "Аншлаге". Они не шутят, они так живут. Они даже не знают, как это смешно со стороны! По Привозу пройдитесь - вы столько наслушаетесь! Вы только скажите ей, что это мясо несвежее - она вам такое устроит! Нет, не оскорбления, просто надо будет записывать.
ЗА ЛЮДЕЙ
- Мне повезло с людьми. Женился удачно - так удачно, что уже надоело. Сорок два года вместе с одной женой! Райкин, который давал нам импровизировать, благодаря чему я оказался первым, кто стал разговаривать с залом, брать зрителя в партнеры. С Витей Ильченко повезло. Если б его не было, я бы не состоялся. Мы тридцать лет дружили и работали, всего один раз только поссорились. Миша Жванецкий…. У меня были какие-то друзья и есть, но эта троица наша - основа всего. Миша, я считаю, был у нас главный, потому что так написать, как он, не сможет никто и никогда.
|
ЗА ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
- Настоящий юмор понятен всем. Не было такого, чтобы в Венгрии не поняли миниатюру "Авас". Мы играли ее 20 минут вместо пяти, на чистейшем венгерском языке. Они истерически смеялись, не давали говорить, поэтому паузы были огромные. Про Аваса понимают везде - и в Румынии, и Чехии, и Болгарии. Вот в Америке не знают, что такое раки. Они знают - лобстеры. Lobsters ten dollars, lobsters five dollars. Только это мы изменили, а так - везде то же самое. Конечно, мы не играли ликеро-водочный завод - это непереводимо. Ларионов и Кутько им непонятны.
ЗА ЮМОР И ТВ
- Каждое время рождает свой юмор. Наше время - это Райкин, Чаплин… Юмор был осмысленный. Для чего-то выходил человек на сцену, для чего-то уходил, что-то оставлял. Сейчас юмор бессмысленный. Остроты, шутки, пародии… Тридцать юмористических программ по телевизору. Тридцать! И двадцать песенных. У нас поют и юморят. Так весело! Так весело! Что аж противно. Люди, которые поют и играют, они уже осточертели все. Чувства меры нет, чувства собственного достоинства нет. Они не виноваты, сами ребята, это телевидение! Я обвиняю во всем только телевидение. Это ведь организация коммерческая, они шпарят и шпарят. А это идет во вред.
ЗА ИМПРОВИЗАЦИЮ
- Импровизация - величайшее искусство, если оно в меру. Райкин нам давал такую возможность. Он сам отворачивался, хохотал на сцене - очень смешливый был. Но сам никогда не импровизировал на сцене. Вот я в течение вечера могу что-то вспомнить на сцене и начать рассказывать. Я вообще начал говорить со зрителем лет тридцать назад. Не знаю, что мне ударило в голову, у меня был спектакль "Малая Одесса", и вдруг я там что-то начал вспоминать. И это хорошо приняли, так постепенно я начал говорить и рассказывать. Мне кажется, что это правильно - зритель должен быть партнером.