28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Станислав Говорухин: "Обнаженку из нового фильма я вырезать не буду"

Станислав Говорухин:
Фото: Станислав Сергеевич бронзоветь не собирается. И кино не бросит. Фото: Анна БАЛУЕВА.

До этого, на "Кинотавре", картина получила довольно много критических "оплеух". А в Выборге ее все смотрели с интересом, зал - битком. 

- Вы, говорят, были так недовольны реакцией придирчивой фестивальной публики "Кинотавра", что пообещали больше не снимать фильмов. 
 
- Это все вранье и провокация. Реакция в Сочи была ни на грамм не хуже, чем здесь. Я и на "Мосфильме" показывал, и в нашем парламентском киноклубе - там была точно такая же реакция. Нормальная. 
 
- Ну а возгласы про вторичность? Луи Маль полвека назад уже экранизировал роман "Лифт на эшафот", по которому теперь снят и ваш фильм.
 
- Я прямо и говорю, что мы слямзили сюжетную идею из книги 56-го года Ноэля Калефа, а все остальное придумали - диалоги, характеры и ситуации. Все это можно было снять и по другому сюжету. Но этот уж больно хорош. Кстати, название "Уикенд" мне не нравится, я его поменяю.
 
"Я не старый режиссер"
 
- А почему фильм черно-белый? 
 
- Потому что мне нравится нуар, и вообще меня раздражает цвет, особенно в фильмах про войну - это так противно! А черно-белое кино я очень люблю, оно убедительнее и не стареет в отличие от цветного. А я же фильмы делаю не на один день. Моя любимая картина "Не хлебом единым" - тоже черно-белая. Хорошее кино забирает зрителя, гипнотизирует, и ему уже не важно, ч/б это или цвет.  
 
- Вас волнует тема преступления и наказания? В вашей картине два героя совершают убийства, а наказание несет один. Второй уходит от кары - в финале он, красавчик, ликует, идя в толпе под песенку C'est si bon. Это же несправедливо.
 
- А что делать? Мне уже пеняли: мол, зло осталось безнаказанным. Но я думаю, что у этого человека будет однажды свой "лифт на эшафот". Я немного знаю жизнь и знаю, что чаще всего так и бывает. Все-таки кара преступника настигает. Ему в чем-то другом так крупно не повезет, что он пожалеет, что жив. 
 
- Как вам работалось с таким сложным актером, как Сухоруков? И как вы затащили в картину адвоката Добровинского? И почему милая Юлия Пересильд у вас стала такой стервой? 
 
- Витя не сложный, он - пластичный, из него можно что хочешь лепить. Но если ему дать полную волю, он может, сыграв замечательно, продудеть не в ту дуду, сыграть даже лучше, но при этом вырваться из строя рассказа. А Добровинский, между прочим, окончил ВГИК. И по сути своей неистовый художник, и в жизни очень артистичен. Я и Юлию Пересильд стервой секретаршей делать не планировал. Так получилось. Помните, как Пушкин сказал: "Ты не представляешь, что со мной Татьяна удумала - она замуж выскочила!"  
 
- Если бы вы сами были зрителем, кому бы вы сочувствовали?
 
- Подружке парня, убившего иностранцев. Я знаю, что таких наивных дурочек давно нет. Хотя жалко. Мне захотелось придумать такую чистую душу. 
 
А вообще с сочувствием все очень интересно. Когда жестокий убийца убегает от полицейских, зритель невольно начинает болеть за этого убийцу. Парадокс. Так и у меня. Начинаешь болеть, поймают его или не поймают. 
 
- В фильме стоит возрастная отметка 12+, а между тем там есть откровенно обнаженные красивые женские тела - такая роскошь ню.
 
- Не я ставил отметку! Я-то как раз считаю, что 13-летнему подростку мое кино смотреть необязательно. Но я для проката обнаженку вырезать не буду. Там ее ровно столько, сколько нужно. Много секса я снимать не собирался. Я терпеть не могу перебора в этом смысле. Хотя я же не старый еще! Я работаю режиссером всего 47 лет.
 
"Мне закон о пиратах не нужен!"
 
- Вы были инициатором антипиратского закона. И как вам результаты? 
 
- На результаты посмотрим через год - полтора. Что касается моих фильмов, то я в этом законе не заинтересован. Мне лишь бы мои картины смотрели, а платят за них или нет - мне совершенно все равно. Так что моего личного интереса здесь нет совсем. Это в основном продюсеры настаивали на таком законе. Они и президента просили, и Думу. Для себя лично я бы даже пальцем не шевельнул. 
 
- Что вам не нравится в молодом кино - вы же мэтр, а мэтрам всегда есть что покритиковать.
 
- Ну какой я мэтр! Я тебя умоляю. Мне как раз много у молодого кино нравится. Но есть, конечно, и фильмы, которые страшно раздражают - из тех, что сделаны ради одной цели: чтобы показать на фестивале, получить какой-нибудь призок. Когда вот эти уши видны - тогда противно. Или когда начинают эксплуатировать модную тему - сегодня это закон об однополых браках, это тоже противно. Для меня в книгах, театре и кино очень важна гражданственность и ответственность за родину.
 
- Это не дежурная фраза мэтра и депутата?
 
- Нет, не дежурная. Я так думаю. Если кто-то просто языком трещит на эту тему, то я не из таких. И вообще все эти разговоры о том, что искусство не должно воспитывать, - это чушь собачья, на мой взгляд! Именно искусство духовно воспитывает. Школа практически от воспитания отказалась, родителям не до воспитания в большинстве случаев - им важно, чтобы ребенок был сыт да одет. А некоторым родителям важно, чтобы их чадо сделало карьеру и умело распорядилось наворованными капиталами. Так кто должен воспитывать? Книги молодежь не читает, в театр не ходит, остается только кино. Хотя и тут все по-разному мыслят. Многие считают, что искусство бесполезно. Оскар Уайльд в предисловии к "Портрету Дориана Грея" так и говорит: всякое искусство совершенно бесполезно. Но Уайльд - великий парадоксалист. Его роман-то прямо противоположен по воздействию. Он говорит о том, что все, что ты совершил подлого, хоть тысячу пластических операций делай, все равно проявится если не на твоем лице, то на характере, если не на характере, так на отношениях в семье. Или, что еще хуже, на твоих детях. Сын у тебя будет такой же урод, как уродливо ты жил.
Свой новый фильм Говорухин снял в стиле нуар, а обнаженные актрисы - главное его украшение. Фото: кадр из фильма.
 
"Я узнал себя в Раздолбае Паши Санаева"
 
- Мы все о печальном, а что вас радует?
 
- Погода, лето, залив, на берегу которого мы сидим. Книжки меня выручают. Как одна моя знакомая врачиха говорила: "Ой, Станислав Сергеевич, я читать люблю больше, чем есть". Это - про меня. Хотя я поесть-то, конечно, больше люблю. Но на втором месте почитать. В основном я перечитываю классику. Детективы почти не читаю, потому что все хорошие я прочел. Начиная с моих любимых Конан Дойля и Эдгара По. А из современного недавно прочитал очень хорошую книжку Иванова "Географ глобус пропил". Или вот Паша Санаев написал "Хроники Раздолбая". Я эту книгу съел за одно воскресенье - хотя она довольно толстая. 
 
- Себя вы узнали в герое "Раздолбая"?
 
- Себя?! Узнал, да. Хотя у меня была совсем другая юность, но поколение наших раздолбаев ничем глубинно не отличается от нынешних.
 
- А вам не хотелось снять что-то хулиганское, чтобы никто не смел сказать: ну вот, Говорухин перешел в разряд учителей, а сам не может ничего?
 
- Ну а после "Уикенда" разве так скажешь? Кто из больших мастеров решится на такую картину? Все же норовят снять что-то глубокомысленное или "о Родине". А я снял чистое хулиганство - простенький детективный сюжет. Была у меня картина "Десять негритят" - то же самое, хотя вроде и о другом. Никакой дидактики и мэтровского занудства ни там, ни там нет. Ни один мэтр не возьмется за такое баловство - это ниже его достоинства. А я взялся. И я как на духу говорю, что просто хотел, чтобы это кино доставило удовольствие моему зрителю - такому же, как я. Главное, чтобы посреди сеанса никто не убежал в туалет. И не засекал по мобильнику время до конца фильма. А вообще о кино надо судить лет через пять. И даже через десять! 
 
А в это время
 
Сейчас Говорухин снимает детское кино в Одессе
 
До середины сентября Станислав Говорухин работает в Одессе сразу над двумя детскими картинами. Причем на это время мэтр российского кино переквалифицировался из режиссера в художественного руководителя. Над первой кинолентой "Дневник мамы первоклассника" работает режиссер Андрей Силкин. В фильме снимаются известные актеры - Светлана Ходченкова, Елена Яковлева, Виктор Сухоруков и Галина Польских. Второй фильм - сказка дебютанта Ольги Беляевой "Темная комната". В течение двух недель съемки проходили недалеко от железнодорожного вокзала в Одессе - в дворе школы, а теперь съемочная группа переместилась в один из колоритных местных двориков, который стилизовали под XIX век. Репортаж со съемочной площадки читайте в ближайших номерах "Комсомолки".