Его считает своим главным режиссером Изабель Юппер, снимавшаяся у него бесчетное количество раз. Его называют одним из отцов французской «новой волны», в конце 1950-х навсегда изменившей лицо мирового кино. У него снимались едва ли не все главные французские звезды последних 50 лет - от Бельмондо, Трентиньяна и Пиколли до Эмманюэль Беар и Бенуа Мажимеля. Ему скоро стукнет 78, но Клод Шаброль продолжает снимать по картине в год.
В общении живой классик мсье Шаброль - обаятельный, прелестный и клевый старик. Веселый и очень довольный жизнью любитель выпивки и женщин.
- Ваши фильмы всегда посвящены «свойствам страсти» - ревности, измене. Но при этом они сдержанны, целомудренны.
- Да, я снимаю целомудренные картины о человеческих извращениях. Они и должны быть скромными, иначе это будет просто грязное порно. Любое извращение - плод человеческого ума. Это я и показываю почти во всех своих фильмах.
- Вы сняли их уже 50 штук.
- 56! - поправляет мсье Шаброль.
- Значит, вы - самый лучший эксперт по человеческой сексуальности?
- Если бы секс отнимал у людей не больше 50 процентов их жизни, то проблем было бы гораздо меньше, количество преступлений сократилось бы. Но в том и проблема, что в этом вопросе людей захлестывает. Как, впрочем, и во всех других. Страсти должны проходить через фильтр разума, иначе они ведут к безумию.
- Правда, что вы читаете только детективы?
- Да, только детективы, триллеры, полицейские романы... Любая хорошая книга - для меня детектив.
- В центре ваших лучших картин всегда женщины.
- Сначала я снимал о мужчинах: первые мои 15 фильмов посвящены именно им. В молодости я понимал их лучше, чем женщин. Потом они мне надоели, и я переключился на женщин. Они не столь просто устроены.
- Вы всегда работали с лучшими актерами. Как их выбираете?
- Самое трудное - найти хорошую молодую актрису. Часто я приглашаю актрис пообедать в ресторане. И наблюдаю за тем, как они едят, - для меня это важно. Людивин Санье (знакома нашему зрителю как самая юная из «8 женщин». - С. Т.) сразу мне очень понравилась: она ела с большим аппетитом, а главное, много пила. Я сказал Людивин: «На съемках тебе не придется делать ничего такого, за что потом будет стыдно. Разве что я попрошу тебя пройти голой на четвереньках с пером в заднице». Она сказала: «Ну, если только это, то ничего страшного!» Чем очень меня впечатлила. Поэтому я ее и утвердил.
- Что вы сейчас думаете о «новой волне», которую сами и породили?
- Я никогда в нее не верил! Просто возникла необходимость в фильмах, сделанных с большей свободой, но и с большей наивностью. Мы перестали снимать в картонных студийных декорациях, вышли на реальные улицы, старались избегать стереотипов. Но такие фильмы делались и до «новой волны». Меня, Годара, Трюффо объединяло не то, что нам нравилось, а скорее то, что мы отвергали. Когда мы разошлись, то время от времени, конечно, встречались. Но это не были встречи ветеранов. Мы просто собирались, чтобы вместе поесть. Но общего у нас всегда было мало. Ни Годар, ни Трюффо никогда не умели жрать и пить так, как я!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Клод ШАБРОЛЬ родился в Париже 24 июня 1930 года. В 50-х годах был кинокритиком в журнале «Кайе дю синема», после чего вместе со своими товарищами Годаром и Трюффо начал снимать фильмы. В 1959 году второй фильм Шаброля «Кузены» выиграл «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. Был женат на знаменитой актрисе Стефан Одран. Сыновья Шаброля Матье и Тома - композитор и актер соответственно.
5 лучших кинолент Шаброля: