28501
0
26 апреля
Загрузить еще

Татьяна Устинова: "Врагов выставляю болванами в романах"

Татьяна Устинова:
Фото: Дружная семья: Татьяна с супругом и двумя сыновьями. Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ.
- Правда ли, что писать вы начали с детства?
 
- В детстве мечтала быть диктором на телевидении. Бабушка мне как-то сказала: "Это такая хорошая профессия для девочки". "Боже мой, - говорила она, заглядываясь на Анну Шатилову. - Как она изумительно держится, выглядит, говорит..." Я смотрела на экран и тоже восхищалась.
 
- Тогда почему вы начали писать детективы?
 
- Я всю жизнь читаю детективы. Я их обожаю! Раньше их было не так много. Но мы выписывали журнал, в котором печатали детективы мастеров жанра (таких, к примеру, как Элли Куин) с продолжением. Я их с упоением глотала. Номер приходил раз в месяц. Ожидание следующего было довольно томительным, поэтому помню, как дописывала за авторов финалы, а потом садилась на диван, брала журнал с дописанным мной продолжением и читала "целое" произведение.
 
- Сравнивали потом свои тексты с оригиналами?
 
- Да. Концовка, конечно же, никогда не совпадала. Я постоянно расстраивалась, что не могу написать так, как они, - авторское продолжение мне всегда нравилось больше. Хотя пока писала, мне казалось, что у меня в сюжетах все очень лихо закручено и переплетено: в них были и тайны, и странные телефонные звонки, и непонятные письма, откуда-то берущиеся в портфеле главной героини, и неожиданная разгадка - в общем, все атрибуты, сопутствующие этому жанру.
 
"Я бы на тебе женился"
 
- Как вы познакомились с мужем?
 
- Вообще бурного романа и романтики не наблюдалось. Завоевал желанием жениться. А какой же девочке не хочется выйти замуж. Да и родители были не против. Как-то провожал меня до дома и посреди разговора вдруг неожиданно сказал: "Ты знаешь, я бы на тебе женился…" Я спросила: "Если бы что?" Женя задумался и ответил: "Ну, если бы ты согласилась". Вот и вся романтика. А о силе нашей страсти свидетельствует тот факт, что случилось это в ноябре, а свадьбу сыграли… в июле.
 
- Вам с мужем повезло?
 
- Да, конечно. Это именно везение, причем незаслуженное и неоправданное. Мы  сделали глупость - поженились в детском саду. Но Бог нам почему-то это простил. Оценил и поощрил наши усилия полюбить друг друга в дальнейшем уже взрослой любовью. Мой супруг, будучи доктором наук, ужасный человек, страшный зануда. Когда по телевизору идет биатлон, вся семья должна непременно прильнуть к экрану. Это большая проблема! (Смеется.)
 
- Может, купить еще один телевизор?
 
- Ему одному смотреть скучно. Поэтому мы должны составлять  компанию! 
 
Он - человек далеко не светский. Когда мы покупаем ему пиджак, обязательно "разводимся". Причем постоянно обещаем друг другу перед шопингом, что в этот раз уже не будем ссориться, и все равно ничего не получается. Как только заходим в магазин, приносим ему мерить одно, другое, третье, у него начинается истерика, я мечусь за ним по павильону и в итоге тоже срываюсь.
 
Организовать быт - дело женщины
 
- Что вы любите из домашней работы?
 
- Готовить. Я люблю изобретать разные блюда, например петуха в вине. Вообще я человек достаточно организованный в быту. Я, конечно, не говорю о том, что все свои 365 квадратных метров квартиры мою собственными ручками. У меня есть помощница по хозяйству. Но я не могу допустить, чтобы мужик пришел с работы и начал в ужасе шарить по полкам холодильника.  Я не о том, что мужчина не должен помогать жене по хозяйству, а лишь об организации быта. Это, с моей точки зрения, всегда дело женщины.
 
- Какие блюда готовите чаще всего?
 
- В основном мясные. Я очень люблю готовить солянку. Обычно это становится праздником, когда мне в голову приходит мысль, что в воскресенье, например, состоится данное мероприятие. Именно мероприятие, потому что мы созываем всех родственников, и я варю огромный казан солянки. Занимает это много часов, и семейный праздник начинается уже в процессе готовки: пьется красное вино, ставится диск с какой-нибудь старой советской комедией… Важен сам процесс.
Истерика из-за куска мяса - это страшно
 
- Говорят, хорошего человека должно быть много. А как вы сами относитесь к своим формам?
 
- Сейчас уже, наверное, спокойно. Научилась бороться с комплексами, а в некоторых случаях даже одерживать над ними победу. Но в детстве и юности, конечно, переживала. Меня смущал не только мой вес, но и большой рост, а также очки, не придающие мне по тем временам никакой гламурности. Тогда мне очень хотелось быть маленькой и изящной.
 
Сегодня я считаю, что если, как вы деликатно выразились, формы не угрожают здоровью и врач не говорит, что по медицинским показаниям нужно срочно худеть, то все нормально. Если же из-за избыточного веса возникают серьезные проблемы, надо слушать доктора и начинать эту болезнь лечить. И соблюдать нужно диету, не вычитанную из глянцевого журнала, а только ту, которую прописал вам врач. Относиться к этому нужно как к лечению!
 
Когда человек садится на диету - это очень тяжело для близких. Ведь озлобление на весь мир (вызванное постоянным отказом от желанной пищи) выдержать окружающим сложно. Истерика из-за куска мяса - это страшно! Поэтому я абсолютно убеждена в том, что если вас не зовут Дженнифер Лопес и вы не зарабатываете миллионы красотой вашей физиономии, а получаете зарплату в кассе и ваша внешность - дело собственное, тогда, прежде чем пойти на экзекуцию над собственным организмом, нужно трезво подумать: зачем все это нужно? Если мужа устраивает ваш 54-й размер и при этом он говорит: "Любимая, как ты у меня хороша!", то, может быть, и не имеет смысла худеть до 44-го...
 
- Как организовываете свой трудовой день?
 
- Да никак! Когда мне надо работать, я просто сажусь и работаю. Авторская работа состоит только в том, что нужно просто сидеть и писать.
 
- А родить идею у себя в голове?
 
- Сюжеты придумывать очень просто. Я дольше записываю его, чем придумываю. У меня это происходит буквально в считаные минуты. Я могу увидеть на улице человека, который кормит бездомную собаку, и понять для себя, что следующая книжка будет именно про него. Чаще я отталкиваюсь от героя, которому уже потом придумываю обстоятельства.
 
- Это как однажды на дороге вас обрызгал водитель, и вы в своем романе "отомстили" обидчику по полной программе... А до литературного убийства доходило?
 
- Нет. Если я на кого-нибудь разозлилась или просто с кем-то нахожусь в контрах, мне интереснее поставить этого человека в романе в какую-нибудь идиотскую ситуацию. Не расстрелять, а именно выставить болваном.