В честь 55-летия блистательный трагик и комедиант, "киевлянин, который работает в Москве", - как называет себя сам Сергей Васильевич Маковецкий, два часа кряду выворачивал творческую часть себя наизнанку, дабы угодить гостям юбилейного вечера, который при аншлаге прошел в столичном Доме офицеров.
Единственное, чего не хватило зрителям в выступлении Маковецкого - общения с залом, как это обычно происходит на камерных творческих вечерах. "Я все ждала, когда Сережа начнет отвечать на вопросы публики, даже десяток записок с вопросами подготовила заранее, но увы!" - разочарованно вздыхает зрительница Ирина, выходя из зала. Еще кого-то утомили частые "фильмовые пятиминутки", - вперемешку с историями из личной жизни и чтением монологов из спектаклей по Чехову и Достоевскому Сергей Васильевич освежал память зрителей, показывая отрывки из знаковых для его карьеры кинолент "Поп", "Ликвидация", "72 метра", "12" и других. Больше Маковецкого упрекнуть не в чем. Он виртуозно жонглировал зрительскими эмоциями: в один момент заставлял зрителей гоготать, умиляя чудаковатым исполнением украинской песни-считалочки про "гусочку, качечку, теля та індика", а в другой доводил до слез, показывая залу сцену из сериала "Жизнь и судьба", в которой его герой читает вслух письмо от погибшей в фашистском лагере матери.
Еще через минуту зал опять будет надрывать животы со смеху, когда Сергей Васильевич, изображая в стельку пьяного, будет покупать у воображаемого продавца мороженое в вафельном стаканчике, а потом закусит этим самым стаканчиком, налив самогонку в освобожденную от десерта вафельную емкость. Одним словом - артист! А "под занавес" Маковецкий неожиданно разоткровенничался со зрителями о проблемах со здоровьем. "Комсомолка" предлагает читателем парочку занимательных историй, рассказанных Маковецким во время "Неслучайного спектакля".
Об убийце Балабанове
- 26 июня будет 40 дней со дня смерти Леши Балабанова - моего друга и режиссера, с которым мы сделали пять ролей. Он не был злым и пошлым и снимал жесткое кино -поднимал строгие темы, но не педалировал их.
Когда Балабанов написал сценарий "Груза 200", ему говорили: "Что ты такое написал?" На что Леша отвечал: "Я был в этих провинциальных городках, я сам принимал "Груз 200".
Вспоминаю еще первый съемочный день комедии "Жмурки" (Маковецкий играл криминального авторитета Корона. - Авт.): нам сделали эти жу-у-ткие бандитские челюсти, узкие лбы, прозвучала команда "Мотор!", а никто играть не может. Смотрим друг на друга и хохочем, испортили много дублей. Успокаивало лишь то, что и сам Балабанов хохотал!
Сейчас единственная помощь от всех нас Леше - искренняя молитва, чтобы господь простил его грехи. Леша говорил: "Страшновато мне. Хоть и не на самом деле - но слишком много я убил людей…" А меня самого сколько раз резали-душили! Я себе и харакири делал, и стрелялся, а потом все равно поднимается занавес - и тебе нужно выходить на поклон. Это удивительное ощущение, когда мертвецы поднимаются на поклон!
Как полысел вместо Меньшикова в фильме Михалкова
- Роль заседателя в картине "12" очень ценна и любима мною. Я ее совершенно не ждал! Как-то Никита Михалков, будучи у меня на спектакле, сказал: "Серега, у меня есть для тебя одна идея". Но время шло, никто не звонил... Я понял: меня просто "не нашли". Вы знаете, как это бывает: если тебя хотят не найти - можешь даже рядом стоять, а скажут: "Его нет!"
И вот когда я уже ничего ни от кого не ждал, поехав в канун Рождества к Римасу Туминасу в Литву на пробы, зазвонил мобильный. "Вы веруете в Бога?" - "Да, а кто это?" - "Вас услышали! Сценарий уже выслан".
Когда я пришел на студию, меня представили остальным актерам, уже месяц репетировавшим: "Это наш новый заседатель! Олег Меньшиков отказался сниматься, не согласившись с трактовкой".
Когда до начала съемок оставалось два дня, решил выбрить залысину почти на всю голову, которая полагалась моему герою. И вдруг вспоминаю, что вечером серьезный спектакль "Лунный свет", а парика у меня нет. Нашли какой-то игрушечный лохматый парик, его два мастера стригли, но все равно пришлось целый вечер одергивать его - на лоб сползал! Это было нечто. Под конец спектакля я одним жестом сорвал с себя ненавистный парик. Вы думаете, зал хлопал?! Нет. Зал охнул. А жена Лена так вообще прокричала с порога: "Что же ты наделал, Сережа? Как же мы будем встречать Новый год?"
О домашних пресс-конференциях с варениками и салом
- Мамочка моя (царствие ей небесное, уже 12 лет ее нет со мной) научила меня одной очень смешной песне-считалочке во время одного из домашних застолий в Дарницком районе, которые мне всегда напоминали пресс-конференции. - Накрываем стол, приходят кумовья, приносят голубцы, горилочку, вареники и сало. И - хочешь ты того или нет - начинается пресс-конференция в духе "А правда ли…" И мамочка, чтобы спасти ситуацию, запела эту песню, впоследствии ставшую моей любимой для исполнения на дружеских встречах: "Як робив же я у пана та й першеє літо, заробив же я у пана курочку за літо. А та кура-чабатура по садочку ходить та й ходить, курчаточок водить та й водить…"
О лечении в Израиле и попытках бросить курить
После сыгранной мною роли отца Александра в фильме "Поп" на меня посыпались вопросы: "А ты изменился после того, как сыграл священника?" Мне бы так хотелось всем сказать: "Конечно!", но это было бы неправдой. В ту секунду, когда я работал над ролью, понимал, что многого нельзя себе позволять, сознательно не курил, когда был в облачении. Хотя курю очень много! Знаю, в Украине вышел закон о запрете курения. Пусть другие не курят, а что же делать мне? (Смеется.)
Недавно я был в Израиле, пришел к доктору на консультацию. А он мне сразу: "Бросайте курить!" Я говорю: "Милый мой, дайте мне расписку, что если я брошу курить - мне станет лучше! Только чтобы это была 100% гарантия, что мне станет лучше…" Так что прошу вас, моим дорогие, у кого есть силы - бросайте курить!