Загрузить еще

Дмитрий Харатьян: "После "Гардемаринов" я лежал на диване, плевал в потолок и не знал, зачем живу"

Дмитрий Харатьян:
Фото: В свои 53 года актер выглядит на 30 с хвостиком. Этот феномен сам Харатьян объясняет хорошими генами.

1. Ваших героев часто сравнивают с мушкетерами Дюма. Кто круче?

- Сюжет Дюма пережил несколько веков. Про "Гардемаринов" этот вопрос лучше задать лет через 100. Но мне кажется, что эта история будет жить в поколениях. Это уже почти классика. Она вполне отвечает жанровым канонам. Романтическая история о людях, для которых справедливость, честь, дружба, достоинство не пустой звук. Они похожи на героев Дюма, только очень наши, очень русские. 
 
2. Почему в жизни вы так и не стали друзьями с Жигуновым и Шевельковым?
 
- Мы - разные люди, насильно мил не будешь. Надо понимать, что иллюзия, которая создается на экране, порой совершенно не соответствует реальным взаимоотношениям людей. Слава богу, у нас с Сергеем и Володей не было каких-то душераздирающих конфликтов, когда кто-то у кого-то жену увел или что-то в этом роде. Просто в какой-то момент наши пути разошлись. Но если где-то случайно встречаемся, мы не отворачиваемся друг от друга. 
 
3. Что сделало вас секс-символом для миллионов женщин?
 
- Я не знаю. Вообще сам термин "секс-символ" весьма сомнителен. Слово "секс" подразумевает некие физиологические взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Получается герой-самец, что ли? Я думаю, тут возникла путаница. Ведь этот термин пришел к нам с Запада. А там и институт звезд другой, и понятия эти по-другому трактуются. У нас же недолго думая скопировали и стали актеров так называть - секс-символ. 
 
Но ведь для женщины отношения с мужчиной сексом не исчерпываются. Насколько я понимаю, речь идет о типе героя, который вызывает у женщин не только физиологическое влечение, но и какую-то потребность духовного общения. Мне повезло, я в основном играл героев-романтиков. Романтизм - это возвышенное, идеалистическое восприятие жизни. Это близко и свойственно особенно женщинам, они ищут таких героев в жизни и не всегда находят. Поэтому когда на экране появляется такой образ, он становится неким идеалом для них. Тут моей заслуги мало. Видимо, моя человеческая и актерская природа хорошо легла на эти образы. На экране не просто должен быть красивый человек, победитель, герой или интеллектуал. Грубо говоря, этот экранный образ должен вызывать у женщин желание иметь от него детей... Хотя прошло уже много лет после "Гардемаринов", но до сих пор на концертах встречаются уже взрослые женщины, мамы, которые говорят: мы в честь вас назвали сына Димой или Алешей (имеется в виду гардемарин Алеша Корсак). 
 
4. Вы переживали кризис среднего возраста?
 
- У меня таких кризисов было три: в 33 года, в 37 и в 42. Потом я в затяжные депрессионные ямы не попадал. Первый раз кризис случился после выхода "Гардемаринов", когда возникло пресыщение всем. Избыточно много было внимания, славы - того, что называется обратной стороной популярности, концертной деятельности. Я просто устал. Лежал на диване и плевал в потолок, вообще не знал, зачем живу. Я достиг того, о чем даже не мечтал. Что такое возрастной кризис? Это переоценка ценностей, когда ты достигаешь порога ожидаемого. Того, на что ты себя когда-то запрограммировал. И в этот момент нужны новые горизонты, новые цели. А не всегда они есть. Это вообще сложный процесс - перезагрузка самого себя. Это касается всего: здоровья, работы, личной жизни, мировоззрения. Я на какой-то момент потерял себя. Потом восстановился, какой-то новый этап начался - театр появился и т. д. Но, кстати, не факт, что кризис среднего возраста страшнее на психику влияет, чем кризисы в детстве или юности. Например, когда ты в школу идешь и выясняется, что мама не всегда будет рядом, а ты должен учиться, отвоевывать место среди сверстников. Или подростковый переходный возраст, когда ты входишь во взрослую жизнь, появляется иной уровень ответственности, а тут вылезают прыщи и половое созревание сносит голову. Просто дети не умеют рассказать о том, что их терзает, а подростки - не хотят. 
 
5. Говорят, что у Харатьяна жена - эталон супруги актера?
 
- Почему актера, а не вахтера? Какая разница-то? Жена же не имеет отношения к профессиональной деятельности... И потом это со стороны кажется. Вы же не знаете, что там внутри, насколько она образец. Хотя мы с ней живем уже 23 года. Это, наверное, показатель образцовости. Потому что в актерских семьях люди редко так долго живут вместе. Правда, Марина не совсем актриса все-таки. У нее педагогическое образование, она снялась в нескольких фильмах, но не считает себя актрисой и не работает каждый день по этой специальности, как я. Может быть, еще в этом тот клей, который нас приклеивает друг к другу. Я вообще не понимаю слова "эталон", если честно. Ничего идеального нет. Мы как-то притерпелись друг к другу, наверное. По отношению ко мне она достаточно независима. И я не подкаблучник. У нас совместная жизнь основана на равноправии. Мне, конечно, приятно, что ее воспринимают как эталон. От себя могу сказать, что она умница, красавица и мне с ней повезло. 
Харатьян, Жигунов и Шевельков уже четверть века "не вешают нос"! 
 
5 Лучших фильмов Дмитрия Харатьяна 
● "Розыгрыш"
● "Зеленый фургон"
● "Гардемарины, вперед!"
● "Черный квадрат"
● "Частный детектив, или 
Операция "Кооперация" 
Из досье "КП" 
Дмитрий ХАРАТЬЯН родился 21 января 1960 года в городе Алмалык (Узбекистан). В кино дебютировал в 16 лет в фильме Владимира Меньшова "Розыгрыш". Там впервые прозвучал хит "Когда уйдем со школьного двора". После съемок в фильме "Зеленый фургон" был призван в ряды Советской армии для прохождения срочной службы. Бешеную популярность Дмитрию принесла роль Алеши Корсака в фильме "Гардемарины, вперед!". Народный артист России (2008).
Жена - Марина Майко, "Мисс Молдавия-1988", актриса. Воспитывает сына Ивана (15 лет). Старшая дочь от первого брака Александра (29 лет) окончила экономический вуз, работает по специальности. 
Образцовая ячейка общества: Дмитрий с сыном Иваном и женой Мариной Майко.
 
КСТАТИ
 
Как актер попал в стихи Евтушенко 
 
В отличие от многих своих коллег, Харатьян нередко участвует совсем не в кассовых проектах. Например, на стихах Евтушенко сейчас особо не заработаешь, но актер много раз выступал с программой "Идут белые снеги".
 
- Во-первых, я люблю Евтушенко, - объясняет свою позицию актер. - Я на нем рос, читал его стихи на вступительных экзаменах в театральный. Мои родители - шестидесятники, для них он был иконой. И для меня Евтушенко не просто поэт, это знак эпохи, ее символ. Я был счастлив, когда меня пригласили в этот проект. Счастлив общаться с великим человеком. Кстати, он мне даже небольшое двустишие посвятил. В Нижнем Новгороде у нас были обеды по талонам. И я ему свой талон на обед решил отдать. Евгений Александрович тут же на нем написал: "Я дарю вам свой талон, так как вы мой эталон". Не каждый может похвастаться, что попал в поэзию... Дело не в коммерческом успехе, а в важности, знаковости, глубине того, чем ты занимаешься.