Вдова Бориса Стругацкого: "Он не слушал ничьих советов - только брата"
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
16 апреля 2013 00:000
Фото: Борис Натанович и Аделаида Андреевна прожили в счастливом браке много десятилетий. Фото: личный архив.
С Аделаидой Андреевной, женой писателя, прожившей с ним больше полувека, "Комсомолка" поговорила о том, как писатель относился к Интернету, старости и экранизациям своих романов.
- Многие писатели проверяли свои произведения на женах - к примеру, Софья Андреевна Толстая была первым цензором для Льва Николаевича. А как происходило у вас?
- Нет. Аркадий и Борис не использовали ничьих советов в своих сочинениях. А по окончании работы Борис устраивал мне и близким друзьям праздник: читал новую повесть. Он никогда никому, в том числе и мне, не говорил, над чем работает. Рабочий процесс был закрытым.
- Герои книг списаны с определенных людей, ваших общих знакомых?
- Конечно, жизненный опыт каждого из братьев отражался в их произведениях. Например, в повести "Понедельник начинается в субботу" были использованы персонажи и антураж Пулковской обсерватории, где несколько лет проработал Борис. А потом на протяжении ряда лет люди из самых разных научных учреждений узнавали в персонажах повести себя и своих коллег. Помнится, не обижались, но и не благодарили. Все-таки герои книг - не полные копии своих прототипов.
- Как он принимал старость?
- Это плохое время: падают силы, одолевают болезни. Но Боря держался отлично: не ныл, не жаловался, поддерживал друзей, издавал журнал. На протяжении последних тринадцати лет отвечал на вопросы поклонников по Интернету - Интернет с момента появления был его любимой рабочей игрушкой. До конца был благородным человеком.
- Он ждал выхода фильма Алексея Германа "Трудно быть богом"?
- Доходили слухи, что картина получается гениальной. Правильно, Алексей по-другому и не умел. Мы ждали и надеялись, что она выйдет, пока мы живы. Увы, премьеры не дождались ни Боря, ни Леша. Пусть земля им будет пухом.
- Его расстраивали экранизации других произведений?
- Он, как правило, не ожидал хороших результатов от экранизаций, поэтому разочарования в ожиданиях были только приятными.
- Кто-то вам предлагает увековечить память братьев Стругацких?
- Наше петербургское начальство на прощании с Борисом обещало назвать улицу или площадь именем братьев Стругацких.
- А чем занимается ваш сын Андрей?
- Он книготорговец.
- Борис Натанович никогда не мечтал о космосе?
- Космос космосом, но главное для Стругацких всегда оставалось на Земле.
- Вы прожили с ним всю жизнь, в наше время это воспринимается как подвиг... Вы помните момент вашей встречи?
- Помню. Это был первый день учебы в университете. Мы учились в одной группе. А умер Боренька в 55-ю годовщину нашей свадьбы. Вот так...
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies