Загрузить еще

Бернардо Бертолуччи: "После встречи с советским министром меня чуть не сослали в Сибирь!"

Бернардо Бертолуччи:
Фото: Фото: globallookpress.com.

- Герой вашей картины, молодой парень, скрывается от мира в подвале. У вас когда-нибудь было желание спрятаться?

- А я и прятался в течение 5 - 6 лет. Перенес много операций на позвоночнике. Очень страдал от боли. Боль стала наваждением, я больше ни о чем не мог думать, потому и запер себя. Друзья навещали, мы вместе смотрели кино - дома у меня потрясающий кинозал с большим экраном и отличным изображением.
 
- И что вы смотрите?
 
- Все! И старые, и новые фильмы. Из последнего потрясения - "Звуки по соседству". Его снял один бразильский критик. Он совсем ни на что не похож.
 
- "Скромность" вашей новой картины отражает смелость ранних картин, освободивших мировое кино от стереотипов в показе интимных отношений.
 
- Да, все, что можно было показать, я уже показал. В этот раз мне была интереснее другая любовь, без секса, что вовсе не делает ее ниже. Когда герои танцуют друг с другом - это любовь, они совершенно свободны...
 
- Вы знаете, что в СССР люди попадали в тюрьму за просмотр "Последнего танго в Париже"? Фильм считали порнографией.
 
- Правда? Это не легенда? - Бертолуччи встревожен. - Помню, как-то меня пригласили на прием к русскому послу в Риме на одну очень красивую виллу. Кормили, разумеется, икрой. А когда принесли масло, русские дипломаты посмотрели на меня с  усмешкой, мол: "Мы видели твой фильм!" (Одна из хрестоматийных ныне эротических сцен в этом фильме разыгрывалась при помощи данного продукта. - Авт.) Кстати, в Испании "Последнее танго в Париже" тоже невозможно было увидеть до самой смерти Франко. Зато во французском городке Перпиньян на франко-испанской границе фильм шел в кино два или три года. Испанцы ездили туда на поезде его смотреть.
 
 
- А в России был снят фильм "Зависть богов" о том, как советская женщина увидела "Последнее танго..." и ее половая жизнь перевернулась!
 
- Неужели? - удивляется Бертолуччи и просит повторить название.
 
- А про то, как ваш шедевр, "Конформист", был в СССР перемонтирован и лишен цвета, вы слышали? Из него вырезали 40 минут!
 
- Но это антифашистский фильм, зачем же они это сделали? - недоумевает расстроенный режиссер. - Единственный раз я был в вашей стране в 1977 году, на Московском фестивале. Все время провел, сидя в лобби гостиницы "Россия". Узнать, когда будут показывать твой фильм, было невозможно. Зато я посмотрел прекрасную ленту своего друга Анд­рона Кончаловского "История Аси Клячиной". Но этот фильм был запрещен к показу в СССР! Видимо, потому, что председатель колхоза там - горбун, хватающий женщин за задницы... Картина напомнила мне рассказы Платонова, в его поэтике было что-то шагаловское... Короче, когда меня с женой Клэр Пеплоу повели на встречу с министром кино Ермашом (на самом деле председатель Госкомитета по кинематографии. - Прим. ред.), Клэр начала требовать снять этот фильм с полки. Я схватил ее за руку под столом: "Замолчи, или ты хочешь, чтобы нас сослали в Сибирь?"
 
...На фестивале показывали мой "ХХ век". В огро-о-мнейшем кинотеатре. Публике меня представили Элем Климов и его прекрасная жена Лариса…
 
- Шепитько.
 
- Все-таки отличная у меня память! До сих пор все помню! Я представил фильм, извинившись перед публикой за то, что в картине, наверное, слишком много красных флагов. "Вы, наверное, с трудом их уже переносите. У вас их и в жизни хватает!" - сказал я им в 1977 году. Сел и стал смотреть фильм. Громадный экран, две тысячи зрителей в зале. Идут титры, фильм начинается с фразы: "Верди умер!" - звучит оперная музыка, а потом начинается диалог. И вдруг в зале глушат оригинальный звук, перестает звучать музыка, и громкий русский голос, перекрывая все, начинает переводить. Это было просто чудовищно! Я покинул зал. Не мог перенести убийства картины. Но про то, что сделали с "Конформистом", я не знал...
14-летний герой картины, спрятавшись от всего мира в подвале, с удивлением обнаруживает в доме странную девушку. Фото: кадр из фильма. 
 
- Ваши фильмы описывают революционную борьбу, народные движения. Сейчас тоже бурное время.
 
- Меня иногда поражает то, что происходит в вашей стране. Но я научился никого не судить. Когда я встречаю людей, у меня немедленно возникает насчет них чувство, но не оценочное суждение.
 
- Вы работали со столькими актерами. Марлон Брандо был самым трудным из них?
 
- Нет. Он написал автобиографию, в которой посвятил мне несколько строк. Он пишет, что считал меня очень странным. Говорит, что в этом фильме я заставлял его играть... свой член. Но у нас были потрясающие взаимоотношения! Я научился у него очень многому!
 
- То есть он не был монстром?
 
- Не был. Или скорее был, поскольку все актеры - монстры. 
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО 
 
Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ родился 16 марта 1941 года в Парме. Снискал признание как поэт. В 1961 году стал ассистентом Пьерпаоло Пазолини, в 1962 году поставил свой первый фильм "Костлявая кума". Героем следующей ленты Бертолуччи, "Перед революцией", был юноша, не решающийся принять марксизм. Коммунистические идеи всегда привлекали Бертолуччи, но в СССР его фильмы критиковали за попытку совместить два "всесильных" учения - Маркса и Фрейда. О влечении сына к матери рассказал один из недооцененных его фильмов - "Луна" (1979). После четырех лет подготовки поставил в Китае картину "Последний император", удостоенную девяти "Оскаров", в том числе за режиссуру и лучший фильм. 
 
5 лучших фильмов Бертолуччи:
●  "Последнее танго в Париже"
●  "Конформист"
● "ХХ век"
●  "Последний император"
●  "Мечтатели"