37-летний актер, дважды номинированный на "Оскар" за роли злого императора Коммодуса в "Гладиаторе" и певца Джонни Кэша в ленте "Переступить черту", в этом году вновь номинирован на премию Американской киноакадемии за роль, сыгранную им в картине Пола Томаса Андерсона. Роль матроса-невротика Фредди в "Мастере" (фильм сегодня стартует в российских кинотеатрах) стала первой за четыре года работой Феникса в игровом кино. Один из лучших современных киноактеров славится своей экстравагантностью, импульсивностью, несговорчивостью, он часто лечится от алкоголизма и становится героем скандалов.
- Несколько лет назад вы решили уйти на "пенсию". Как вы поживали все это время?
- Прекрасно! Я готовил себя к "Мастеру". Подготовка понадобилась серьезная! И это было классно, ... (следует крепкое выражение. - Прим. ред.)!
- В чем же заключался класс?
- Как актер, я часто перебарщивал в старании воплотить свои идеи. На "Мастере" мне не давали делать большое количество дублей. Это сделало меня открытым по отношению к происходящему. Плюс все эти актерские штампы о необходимости прислушиваться к партнерам... Это все то, что мы уже потеряли! Снимать кино стало ужасно дорого, вот все и занимаются тем, что прислушиваются, как часы отсчитывают секунды, будь они прокляты. А когда все рассчитано, все экономят время, точно зная, что и как произойдет, - это убивает жизнь в актерской игре. Однажды мне все это надоело, стало скучно заниматься тем, в чем не было жизни... Единственный способ вернуть жизнь - это отбросить привычки и правила, поместить себя в некомфортную ситуацию. Есть актеры, которые играют так, будто сваи вколачивают. Дай им задачу - они точно выполнят, как гвоздями прибьют. Я ими восхищаюсь, иногда завидую, но самому мне по душе нащупывать неизвестное, отбросив всякий контроль. Я ненавижу контролируемую актерскую игру! Я хочу ловить то, что приходит ко мне в эту секунду. Это звучит ужасно претенциозно, ... (опять ругательство. - Прим. ред.). Но я не знаю, как еще об этом сказать.
- Насколько трудной была для вас роль в "Мастере"?
- Трудной. Часто в сценариях бывают прописаны психологические мотивировки героя, все выложено на стол. Здесь этого не было. Часто мне было не ясно, почему Фредди совершает именно этот поступок. Потребовалось время, прежде чем я понял, что он просто такой импульсивный человек. А еще, когда я читал сценарий, я думал про свою собаку. У нас с ней превосходные отношения. Она любит меня, я - ее. Она обожает мой дом. Но если я открою ворота, она сбежит. Не потому, что не любит меня, а потому, что без свободы не может. Так же и мой герой. Он такое же животное при своем хозяине-мастере.
- Что вы думаете о сайентологии, о зарождении которой рассказывает "Мастер"?
- Многие говорят, что сайентологи несут ахинею. Ну верят они в то, что люди произошли от инопланетян. Честно говоря, я не знаю, намного ли это абсурднее христианских теорий. Только без обид, но то, во что верят католики, тоже представляется мне какой-то фантастикой. Вы хотите верить в то, что девственница родила? На здоровье! Только почему одна религия для вас абсурднее, чем другие? По мне, так все они друг друга стоят.
Мастер кажется мне достоверной фигурой - он и правда верует, хотя и не видит, что им руководят эгоизм и стремление к власти. Такое случается сплошь и рядом. Это ведь очень трудно понять - из альтруизма ты что-то делаешь или только ради себя? Легко убедить себя в том, что ты делаешь что-то бескорыстно, но часто это просто самовнушение...
Короче, нет какой-то одной религии, против которой я выступаю. Я выступаю только против тех, кто давит на людей, которые не хотят разделять эти взгляды. Люди могут верить во все что хотят до тех пор, пока они не задевают чувств неверующих. Я не особенно религиозен. Я еврей, но иудаизм никогда не практиковал.
- C чем вы можете сравнить актерскую игру?
- Может быть, карабкаясь в гору, что-то подобное испытываешь? Когда я для роли работал с пожарными, входил с ними в горящие здания, я чувствовал себя на сто процентов живым. Иногда такое происходит и в кино! Почувствуешь это раз - будешь и дальше гоняться за этими ощущениями! Их ни с чем нельзя сравнить, через меня столько адреналина проходит, что я часто просто дрожу от возбуждения!
Режиссер - Пол Томас Андерсон
В ролях: Хоакин Феникс, Эми Адамс, Джилл Андрэ, Кэйти Болэнд, Эмбир Чайлдерс и др.
См. в кинотеатре: "Ролан".
5 лучших фильмов актера: