Фото: Наталья Васильевна и сейчас активно работает. Фото: Львовский национальный академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой.
...Она пережила войну, оккупацию и голод, потеряла близких. И по ее собственным словам, не смогла бы преодолеть все это, если бы не ежедневный каторжный труд во имя профессии.
"Профессия выбрала меня"
Мы застали Наталью Васильевну, которой 27 февраля исполнится 90 лет, на репетиции.
- Через три часа мы заканчиваем, потом поговорим. Подожди, пожалуйста, за дверью! - "обрадовала" эта опрятная, седая женщина. Назвать ее старушкой язык не поворачивается. На свой возраст точно не выглядит.
"Раз-два! Ножку выше! - слышится за дверью балетного зала. - Дорогая, ну разве это растяжка?!"
Наконец мы в гримерке, спокойно беседуем.
- Я никогда не читала рецензий на свои спектакли и не слушала панегириков в свою честь, - признается Наталья Васильевна. - Считаю, что все это наносное, главное - процесс работы, ее результат - дарить людям радость своим искусством.
В семье Натальи Слободян не было балерин. Были оперные певцы и журналисты. Но еще в детстве маленькая Наташа мечтала танцевать.
- Наверное, это профессия выбрала меня, а не я ее. Мы жили в Киеве недалеко от оперного театра, - вспоминает Наталья Слободян, - и однажды среди этой унылой и серой жизни я увидела балерин в розовых пачках. Это было какое-то сказочное явление! С тех пор в моем сердце поселилась мечта - танцевать на сцене.
В те годы поступить в балетную школу было непросто. При приеме учитывали все - пластичность, пропорции, зрение, да и здоровье в целом должно было быть отличным, ведь балет требует немалой выносливости. Конкурс - десять человек на место.
- Это было огромное счастье! - вспоминает Наталья Слободян, как ее и еще 15 девушек отобрали из более ста претендентов. - Я училась на отлично, более того, я была сталинской стипендиаткой!
"Каждый день подхожу к окну и становлюсь на носочки"
Во Львов вместе с мамой и сестрой Наташа переехала в 1943 году. Вышла замуж, родила дочь. Кстати, танцевала на сцене до шестого месяца беременности. А когда малышке исполнилось 20 дней, вернулась на работу.
Я до 47 лет не чувствовала возраста, - признается Наталья Васильевна. И тут же добавляет, что и сейчас не особенно чувствует.
Еще одна "издержка профессии" - вне работы она никогда не красилась, не любила дорогих нарядов.
- Грима мне и на сцене хватало, поэтому в жизни никогда не пользовалась косметикой. А норковая шуба у меня появилась совсем недавно.
- Вам, наверное, чтоб держать себя в форме, пришлось от многого отказываться? Есть какие-то секреты?
- Я никогда не придерживалась каких-то особых диет. При росте 160 см всегда весила 48 килограммов. Когда приходила из театра, просто не было сил есть, но я себя заставляла. Правда, за всю свою жизнь не выпила ни глотка водки и не выкурила ни одной сигареты. Иногда могла себе позволить немножко пива. А вообще не любила объедаться, была равнодушна к деликатесам. Единственное, что любила, это астраханскую тарань и фундук. А в молодости перед работой заливала кипятком полстакана сахара, в шесть утра, выпивала и работала весь день. Балет не может без сладкого, нужна огромная энергия для работы.
- Сейчас по утрам делаете какие-то упражнения?
- Да, подхожу к окну и становлюсь на носочки. Надо быть здоровой и не терять форму.
Наталью Слободян называли украинской Улановой. Фото: Львовский национальный академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой.
Крутить романы считалось аморальным
- При такой занятости, наверное, времени на личную жизнь и семейные хлопоты совсем не оставалось?
- Времени не хватало. Но когда нужно было, окуналась в семейные заботы с головой. Я ведь не белоручка и умею все делать: и шить, и вязать и вышивать, и стены белить. Могла себе даже наряд связать, если нужно, - вуаль или нарядную шаль. Вообще всю одежду, которую вы видите на мне, я сделала сама.
Несмотря на всякие проблемы и в целом непростую жизнь, никому не позволяла себя жалеть:
- Зареванной меня никто не видел. Лучшим лекарем от всех неприятностей был балет. Да и вообще выносить свои проблемы на люди никогда не любила.
- Наталья Васильевна, вы, наверное, слышали выражение "возраст счастья"? Это о женщинах как раз после 60, согласны ли вы с этим?
- Что это за возраст - 60 лет? Это вообще не возраст! А счастье, по моему мнению, понятие надуманное. Можно быть счастливым, имея только кусочек хлеба, и чувствовать себя абсолютно несчастным, владея целой страной. Счастье каждый понимает по-своему. Я, например, с радостью иду каждый день на работу и с радостью возвращаюсь домой. Это не счастье, а мое естественное состояние.
А вот о своих мужчинах прима предпочитает не говорить.
- Поклонников у меня всегда было много. Но я на эту сторону жизни не обращала особого внимания. В советское время в театрах были полные залы, поэтому нынешней проблемы - нет зрителей - не существовало. Да и поклонники тех времен были совсем непохожи на современных. Принимать женщине от обожателей какие-то дорогие подарки считалось неприличным, а уж быть чьей-то содержанкой - и вовсе аморально!
- Чего бы вы себе никогда не позволили, даже в таком почтенном возрасте?
- Вы знаете, я так далека от этой дешевой внешней стороны жизни, что даже разочарована подобным вопросом. Конечно же, балет - это опрятное искусство. Я никогда не выйду на улицу неаккуратно одетой, в мятой одежде, а все остальное - для меня значения не имеет.
С детьми в балетной школе. Фото: Львовский национальный академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Наталья СЛОБОДЯН родилась 27 февраля 1923 года в Киеве, с 1944 года работает во Львовском оперном театре.
В 1941 году окончила Киевское хореографическое училище. В 40-70-х годах прошлого века она была одной из лучших балерин в Украине. Ее называли украинской Улановой.
В 1960 году за высокое мастерство Наталья Слободян получила звание "Народная артистка УССР".
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies