21 ноября
Загрузить еще

«Боря никому не говорил, что у него рак»

«Боря никому не говорил, что у него рак»

Хотя Борис Хмельницкий родился в Уссурийске Приморского края, Украина всегда оставалась его второй родиной. Отец актера был военнослужащим и после войны получил назначение на должность начальника львовского Дома офицеров. Так что характер будущего Робин Гуда советского кино формировался в столице Галичины. Там он окончил школу и поступил в музыкальное училище. Дирижером не стал, но нотная грамота пригодилась для написания песен к фильмам и спектаклям. И хотя Борис закончил московский ГИТИС, первую роль поэта-солдата ему предложил именно украинский режиссер Леонид Осыка в фильме «Кто вернется, долюбит».

После успешного дебюта московский актер с модной Таганки станет частым гостем на довженковской киностудии. Сроднившись с украинской ментальностью, он блестяще сыграет национальных персонажей в фильмах Юрия Ильенко «Вечер накануне Ивана Купала» по Гоголю и «Лесная песня. Мавка» по Лесе Украинке. А Леонид Осыка снова его позовет в свои культовые ленты «Войдите, страждущие» и «Гетманские клейноды».

Говорят, режиссер считал Бориса своим талисманом. И даже последней работой Хмельницкого в кино стала роль запорожского казака Бородатого в еще не вышедшей ленте «Тарас Бульба» экс-киевлянина Владимира Бортко.

У Бориса Хмельницкого остались в Киеве близкие друзья. «Комсомолка» выслушала их воспоминания об ушедшем дорогом человеке.

Народный артист Богдан Ступка: «У него было потрясающее чувство юмора»

- Мы с Борисом познакомились на кинофестивале в Белграде в 1971 году, хотя я знал его гораздо раньше - со львовских гастролей Театра на Таганке. Легендарные любимовцы играли тогда свой самый первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту. И я запомнил музыку и песню, написанные Борисом Хмельницким для этой постановки:

Шагают бараны в ряд,

Бьют барабаны,

Кожу для них дают

Сами бараны.

А несколько лет назад мы с другом зашли поужинать в московский Дом кино. Через пару часов появился Боря, я пригласил его за наш столик и спел ему «Бараны шагают в ряд…». Он так поразился: «Ты помнишь?» И когда нужно было рассчитываться за ужин, заявил: «Ты гость, плачу я». А мы с другом уже давно заседали, так что проели немалую сумму. Но он все равно рассчитался с официантом в благодарность за то, что я столько времени помню его песню.

В последний раз мы встретились на съемках «Тараса Бульбы». Когда он впервые снимался в Каменце-Подольском, выглядел просто отлично: лихо скакал на коне, играл саблей. Робин Гуд! А во второй приезд его уже сопровождала дочь Дарья. Боря плохо себя чувствовал, но хотел достойно закончить работу.

Ни он, ни дочка никому не говорили, что у него рак. Дарья специально его сопровождала, чтобы делать лечебные процедуры. На последней съемке он уже не мог сесть на лошадь. Попросил, чтобы его освободили от сцен верховой езды. Но даже тогда Боря не терял оптимизма. Мы с ним созванивались и вместе ужинали после работы. Сколько чудесных шуток он мне подарил! У него было просто потрясающее чувство юмора.

Боря подружился и с моим сыном Остапом. Для нашей семьи его смерть - большая потеря.

Народная артистка Украины и России Лариса Кадочникова: «Мы его считали суперзвездой»

- Боря был моим другом. Он очень часто приезжал в Киев на съемки, когда был занят в картине Юрия Ильенко «Ночь накануне Ивана Купала», где мы вместе снимались. Его визиты вносили в нашу жизнь свежую струю. Мы часто собирались вместе вечерами: Леонид Осыка, его жена Антонина Лефтий, я и Юрий Ильенко. На эти вечеринки Боря всегда приходил с гитарой. Он знал множество стихов и песен. Помню, за столом всегда звучали романтические баллады. Пел изумительно. Причем в жизни он заикался, а когда начинал играть, это все исчезало. Нам Борис представлялся настоящей суперзвездой. Актер Таганки ее расцвета, друг Высоцкого, любимец Любимова! Борис часто приглашал меня на репетиции спектаклей в свой театр. Благодаря этому мне посчастливилось увидеть, как режиссер Юрий Любимов работает со своими актерами.

Когда Боря ушел из театра, я была в шоке. Но он объяснил: «Наступило другое время. Мне нужно зарабатывать на дочку. С Любимовым у нас замечательные отношения. Но я хочу сниматься, а имея нагрузку в театре, это сложно». Наверное, он просто не мог принять раскола театра.

Но больше всего Хмельницкий поражал своей добротой. Еще молодыми мы поехали на съемки в Югославию. Боре предложили в картине главную роль, а Богдан Ступка и Николай Чоп играли персонажей второго плана. И когда нам выдали валюту (это в советское-то время!), ребята тут же пошли в казино рядом с гостиницей, ведь в Союзе о таких заведениях знали только понаслышке. Первым за стол сел оператор Вилен Калюта и сразу же много выиграл! Это вдохновило остальных поставить на кон весь гонорар. Но они тут же проигрались в пух и прах. Не осталось даже на кофе.

Борис не оставил друзей голодными - каждый вечер ходил в магазин, чтобы за свой гонорар покупать продукты. А ведь валюта для нас тогда была бесценной. И когда мы уже уезжали из Югославии, то каждый на остатки заработка что-нибудь себе приобрел. Все, кроме Бори. Он купил пальто для матери и что-то для сестры. Деньги у Бориса вообще не задерживались. Одаривать людей для него было настоящим наслаждением. И эта черта характера сыграла в его судьбе как положительную, так и отрицательную роль. У него каждый день были встречи с выпивкой, за которую он же платил. А в Москве стоило только к нему обратиться, как он тут же все приносил.

Помню, попросила найти мне достойный чемодан для поездки на заграничный кинофестиваль. Боря на следующий же день мне его подарил. А последний раз я приехала со вторым мужем Михаилом Саранчуком. Боря с ним не был знаком. К тому же он дружил с Юрием Ильенко (первый супруг Кадочниковой. - Прим. авт.) Но когда я пожаловалась на проблемы с гостиницей, Борис тут же решил проблему - набрал номер директора лучшего отеля и попросил нас поселить. А на следующий день пригласил нас в модный ресторан, где потрясающе угощал. За столом мы просто умирали со смеху над его шутками. Он рассказывал нам и о своей дочери Даше: какой она гениальный режиссер, восторгался ею, радовался, что вырастил замечательного ребенка. Это ведь уникальная история: супруга Марианна Вертинская после развода отдала дочь ему на воспитание. И он справился с этим как нельзя лучше. Мама и сестра ему помогали, но он вложил в девочку море души.

В нем было очень много энергии и красоты. Такого доброго человека я больше не встречала.