Армен Джигарханян: "Актерское искусство я узнавал от своего кота"
Елена ЮРЧЕНКО
6 февраля 2013 00:000
Фото: В 77 Джига (так ласково называют Армена Борисовича ученики) решил вернуться на сцену: выплеснуть душу и сыграть старого чудака Сенеку. Фото: Артем СЛИПАЧУК.
После 10 лет добровольной разлуки с театральными подмостками звезда фильмов "Следствие ведут знатоки", "Место встречи изменить нельзя", "Собака на сене" почувствовал острую нехватку живого общения со зрителем и вернулся на сцену в роли мудреца Сенеки в пьесе авторства Эдварда Радзинского "Театр времен Нерона и Сенеки".
От желающих оценить игру 77-летнего Армена Борисовича в киевском театре им. Франко не было отбоя, несмотря на высокую стоимость "контрамарок" (от 490 до 2590 грн.). Еще бы, в последние годы мэтр "притаился" - в фильмах не снимается, от бесед с журналистами отмахивается. И только накануне киевской премьеры спектакля "Комсомолке" удалось узнать много нового из жизни народного артиста СССР, который охотно делится с нашими читателями о:
…десятилетнем тайм-ауте в театре
В спорте есть понятие "мертвых зон". В марафонском беге, например: когда уже нет сил и человек думает: "Зачем мне это надо?", он сходит с дистанции. Люди, которые нам помогают в жизни, скажут в этот момент: "Не бойся! Надо продолжать бег".
Со мной 10 лет назад случилась такая вот "мертвая точка": я ведь в хорошем театре работал, интересные роли играл! И вдруг с ума сошел. Взбесился. Не стану до конца перед вами "снимать штаны" - но это было мучительно.
…учителях в своей жизни
Учусь только у детей - совсем еще маленьких, и у животных. Они для меня - средоточие правды: как они плачут, кусаются, не принимают тебя или наоборот… Мой с ними диалог - самый высокий. Если бы мы так учились и на сцене играть!
У меня был кот Фил (любимый питомец Армена Борисовича прожил с ним 17 лет, его кличка - сокращенное от "философ". - Прим. авт.). Я актерское искусство узнавал от своего кота: он научил, что нельзя сидеть, лежать (иными словами - терпеть что-либо), если это тебе самому неудобно. Нельзя идти на поводу! Ты сам должен учиться. А нас очень, очень часто куда-то ведут.
Расскажу вам одну занимательную историю по этому случаю. Однажды я присутствовал на приеме у диктатора Румынии Николае Чаушеску во время гастролей. Это был очень пышный загородный прием, и когда "вождь" прибыл - все резко куда-то двинулись! За стол, конечно. Толпа, масса. Привели меня к моему месту, а там написано: "Джигарханян". Я часто об этом думаю. Есть лидеры, они нас ведут, и хорошо, если это хорошие лидеры! И они порой могут якобы привести вас "к самому себе", к этой надписи: "Джигарханян".
…любимой роли
Мои любимые фильмы - мультики. В Украине есть замечательный мультипликатор Давид Черкасский, его творения замечательны, а в России есть профи мультипликации Гарри Бардин. Мультяшное и сказочное мне близко. К примеру, я однажды играл Медведя в "Красной Шапочке". Это была лучшая роль в моей жизни! Я мог, играя медведя, делать на сцене все что хочу!
…страхах и радостях профессии актера
Мне становится очень страшно: когда выхожу на сцену, ни слова не успеваю произнести, а в зале раздается шквал аплодисментов - мол, вышел великий актер. Думаю в этот момент: "А вдруг им не понравится? Что мне делать тогда?!" Ведь что наивысшее счастье для артиста? Уверенность, что его понимает зритель. Зритель должен плакать или смеяться, но только не сидеть с каменным лицом. И знаете, ни от чего так не страдало человечество, как от плохих театров. Можно сыграть разок в плохом кино, но никогда нельзя играть в плохих пьесах.
Не знаю, как в украинских театрах, но в российских я наблюдаю четко выраженную тенденцию: появляются некие "культуристы", крепкие ребятки, они всех готовы "порвать"… Но за этим стремлением переплюнуть всех и вся теряется понятие любви. Вот, к примеру, в моем театре идет представление "Ромео и Джульетта", гимн любви (может, и в Киев привезем, если сильно попросите!). А найти актеров, которые на сцене сумеют любить в наше время, практически невозможно…
…противоречиях в искусстве и жизни
Одно из моих любимых высказываний Ницше - "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины". Истина часто не соответствует нашим понятиям о справедливости. И пресловутые понятия "демократия", "справедливость" - их не существует. Есть только правда сильных. Иисус Христос хорошим был человеком, кто-то может мне ответить? Никто этого не знает и не узнает никогда. Я соглашусь, что он был гениальный и удивительный человек, но вот хороший ли? На подобных противоречиях построен мир. А хороший ли я человек? Думаю, что хочу быть объективным. Ну не хитрец?
…зависимости от молодого поколения актеров
Конфликта поколений, играя на одной сцене с юными актерами, не чувствую. Да и не могу! Я от них зависим. Страшнее, вам скажу (то, что они от меня никогда не слышали): я часто хочу им понравиться. И они запросто могут мне сказать: "Дед, кончай базар!" У актеров не бывает возраста и "весовой категории". Однажды я услышал замечательную фразу: "Любая философия начинается с удивления". И точно: театр весь, целиком, соткан и рожден из удивления. Главный совет, который я могу дать юному поколению актеров, - не врать и удивляться. Удивляться хорошему, а не дурному и вонючему. Надо пробраться сознанием туда, где ты "не умрешь от истины".
…телевидении
Умы людей разрушает телевидение. Оно нам навязывает "обалденных" артистов, певцов. Втюхивает, что кто-то хорош, потому что "номинировался на "Оскар". А что такое "Оскар"? Лично я не знаю! Смотрю некоторые передачи и за голову хватаюсь: "Как же некоторые люди обо мне плохо думают, если про это рассказывают!"
Когда я смотрю КВН, я думаю: "Неужели и вправду они считают, что я такой дебил?" Эти шутки-прибаутки отвратительны… Равно как и эти шоу наподобие "Голоса". Элементарный пример: мы кушаем, чтобы нам было хорошо. А что ж вы нам предлагаете эту муть и помои с экранов? Ненавижу это навязывание. Да, мы тоже выйдем сегодня на сцену, чтобы навязывать свое понимание произведения, но не до такой же степени! Дело в том, что я ярый сторонник "особенных физиологических процессов", особого сочетания энергетики. Любой половой акт на этом держится, наша жизнь на этом стоит - полы встречаются, чтобы родить новую жизнь, мы ради этого приходим на сцену. С надеждой, что какой-то акт любви произойдет. И родится что-то качественно новое. Значимое.
…боге
Я прожил большую жизнь. Я не хочу молиться. Я хочу захватывать энергию, чтобы делать что-то новое. Например - спектакли. Я прошу самого себя и своих родственников, которые кормят меня и дают лекарства: "Давайте два спектакля еще выпустим!" А Бог… Кто это? Где он сидит? Я не отказываюсь ни от каких прелестей жизни в своем возрасте. Ночью могу себе позволить поплакать в подушку. И это не зависит от моих орденов и званий. Я рассчитываю только на себя и чуть-чуть на близких по духу людей, но не на Бога.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies