Загрузить еще

"Чайка" памяти Богдана Ступки

Фото: Дмитрий Ступка играл Треплева, несмотря на сильнейшую зубную боль. Было видно, что волновался, но в целом справился. Фото: предоставлено Театром им. Франко.
"Чайка" Чехова стала той лакмусовой бумажкой, которой определяют драматическую зрелость театрального коллектива. 2 февраля этого года свою зрелость подтверждал и Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. И, судя по бурной реакции зрителей, которые не отпускали артистов со сцены криками "браво", сделал это весьма успешно. Премьера состоялась. Богдан Ступка, инициировавший постановку, до премьеры не дожил… Пьесу франковцы посвятили Богдану Сильвестровичу. 
 
"Не смешно" - именно эту фразу говорили критики более столетия назад, когда пьеса Антона Павловича Чехова "Чайка", заявленная им как комедия, с оглушительным треском провалилась на сцене императорского Александринского театра. В неудаче драматург винил актеров: по мнению классика, у них не получилось показать на сцене все те чувства, которые он приписывал своим героям. Ведь иначе как можно было объяснить тот феноменальный успех, который имела "Чайка" все следующее столетие? 
Нет смысла подробно останавливаться на сюжете, он и так знаком всем, даже тем, кто терпеть не мог Антошу Чехонте со школьной скамьи. А вот актерский состав "франковской" "Чайки" очень интересен. Роль Петра Сорина, которую еще полгода назад репетировл Богдан Ступка, сейчас играет еще один народный артист Лесь Заднепровский. Но фамилия Ступка все же есть на афишах, причем дважды. Сын Богдана Сильвестровича Остап играет известного беллетриста Тригорина, а внук Дмитрий - молодого писателя Костю Треплева…
 
Режиссер Валентин Козьменко-Делинде трижды обращался к этой пьесе. Первую свою "Чайку" он много лет назад показал в Киевском театре драмы и комедии на Левом берегу.
 
Второй раз - в Москве, с участием звезд - Людмилы Гурченко, Татьяны Самойловой, Михаила Глузского, Юлии Меньшовой, Веры Глаголевой. В той редакции Богдан Ступка репетировал роль Дорна, но спектакль не удалось поставить из-за финансовых проблем.
 
Третьей пробой стал дипломный спектакль совместного с Богданом Ступкой курса Национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого. И когда Ступка предложил поработать вместе в театре, Козьменко-Делинде согласился. Причем Чехова перевели на украинский…
 
Одной из главных режиссерских задумок было показать на одной сцене в одном спектакле троих представителей знаменитой театральной династии - Богдана, Остапа и Дмитрия Ступку. Богдан Сильвестрович до этого дня не дожил, но его сын и внук успешно справились с поставленной задачей, если не считать легкого волнения Дмитрия, игравшего роль, которая ему чуть-чуть "на вырост". Хотя могла сказаться зубная боль, которой юноша маялся накануне. "Не хватает, конечно, Богдана Сильвестровича, но играют хорошо", - периодически шептались и вздыхали мои соседки в зале. 
 
КСТАТИ
 
О спецэффектах 
 
Их, собственно, никто и не ожидал. Все-таки не на "Охоту на ведьм" в 3D смотреть пришли. Сценография, как и костюмы, принадлежащие "перу" режиссера-постановщика Валентина Козьменко-Делинде, была весьма аскетичной. Внимание зрителей не отвлекали ни рисованные задники, которыми богат оперный, ни смена костюмов действующих лиц, которыми грешит оперетта. Все действие проходило на фоне декораций-трансформеров.