Загрузить еще

Никита Михалков: "Большевики же не с Марса прилетели"

Никита Михалков:
Фото: В Одессе знаменитый режиссер привлек на съемочную площадку простых одесситов.

В Одессе знаменитый режиссер привлек на съемочную площадку простых одесситов. И хотя 30 съемочных дней в морском городе - это всего лишь 40 "экранных" минут и полтора дня по сюжету фильма, тщательный отбор длился несколько месяцев. И он принес свои плоды. По словам маэстро, почти любой человек из массовки артистичен и годится для первого плана. 

- Никита Сергеевич, рассказ Бунина "Солнечный удар" вы хотели перевести на язык кино уже давно, но решились на экранизацию произведения лишь через три десятка лет, соединив его со страшной повестью "Окаянные дни". Это фильм о бунинских "окаянных днях"?

- Это соединение вроде бы несовместимых вещей, и кажется, будто они написаны разными людьми. "Солнечный удар" - потрясающая, лирическая, чувственная история о любви, а второе произведение показывает оскорбленное человеческое чувство. Но мне важно было объединить воспоминания того, кто вынужденно покидает Россию в 1920-х годах, с той ночью, которую он провел за 12 лет до этого. Кинолента должна ответить на главный вопрос: кто виноват и почему так произошло? Главный герой задает себе и окружающим этот вопрос. Вывод, на мой взгляд, справедливый: вина лежит на всех. 

Ведь большевики же не с Марса прилетели - это была история, своими руками созданная. И это очень важно, потому что мы сегодняшнюю жизнь и историю делаем тоже своими руками. Так что моя картина нынче очень актуальна.

При подготовке фильма чем больше я погружался в исторический материал, тем мне становилось страшнее. В СССР ругали белых, после смены советской власти стали, наоборот, ругать красных. Первый вариант сценария был очень жестокий, но потом подумал: зачем пугать людей? И отказался от этого. Я хочу напомнить о том страшном времени, но нужно не показывать физиологическую кровь и насилие, а понять, как это могло случиться, и не допустить окаянные дни в наше время. А их еще нет, кровь же не льется.

- В Одессе вы снимаете именно массовые сцены…

- После "Сибирского цирюльника" и "Утомленных солнцем" мне интересен масштаб и массовые съемки. У нас был подробнейший отбор, если вы посмотрите на лица, которые у нас снимаются в массовых сценах, любой из них может выйти на крупный план, потому что это лицо того времени, лицо с историей. Я просто поражен, как в массовой сцене 400 человек профессионально и спокойно работают. Обычно, когда много людей, получается такая серая масса, но ни в этом случае. Любого одессита могу снимать на первом плане, каждый знает, что ему нужно делать, как себя вести. 

- В вашем кино снимаются неизвестные актеры. Почему?

- Мне интереснее создавать героев, нежели использовать уже готовый образ известных актеров. Я специально отказался от всех знаменитостей, претендовавших на главные роли. Конечно, это большой риск, но мне это интересно. Сам в кадре тоже не появлюсь.

Для съемок в массовке мэтр пригласил 400 одесситов. Фото: УКРИНФОРМ.

- Как думаете, удастся ли вернуть вложенные в фильм денежные средства?

- Бюджет отбивать невозможно, это может только такой фильм, как "Гитлер, Капут!" и разные картины, которые стоят дешево во всех смыслах. Я снимаю не потому, что это выгодно, модно или на потребу какому-то начальству, снимаю то, что мне действительно кажется важным. Надеюсь, у меня еще есть мой зритель, который чувствует, что я хочу. Мне жаль, что картины, которые, на мой взгляд, могут быть поводом для обсуждения, не могут собрать тех денег, которые собирали подобные фильмы 20-30 лет назад.

- Когда зритель увидит картину на большом экране?

- Надеюсь закончить съемки в конце мая. Это картина большая, кропотливая, и я не хотел бы торопиться с монтажом. Так как это будет и фильм для большого экрана, и четырехсерийный фильм для ТВ.