19 ноября
Загрузить еще

Актриса Екатерина Савинова из-за любви бросилась под поезд

Актриса Екатерина Савинова из-за любви бросилась под поезд
Фото: Роль Фроси Бурлаковой стала самой яркой в творчестве Савиновой.

«Приходите завтра» - это классика советского кино. До сих пор невозможно без улыбки смотреть трогательную историю провинциалки Фроси Бурлаковой, приехавшей в Москву поступать в консерваторию «на певицу». После выхода в прокат фильм посмотрели около 15,5 миллиона зрителей. А на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде Екатерине Савиновой присудили приз за лучшую женскую роль по итогам 1963 года (за мужскую - Анатолию Папанову). Однако за всем этим успехом стоит трагедия одной любви…

«Все знали, что они поженятся»

Режиссерская деятельность Евгения Ташкова, снявшего «Приходите завтра», началась в Одессе. Первой же его самостоятельной работой был фильм «Жажда», где на главную роль он пригласил однокурсника Вячеслава Тихонова, который именно в этой картине впервые появился в мундире немецкого врага. А своим фильмом «Фрося» (первое название ленты «Приходите завтра») Ташков решил сделать своеобразный подарок любимой женщине - Екатерине Савиновой, которая и сыграла Фросю Бурлакову.

- Женя и Катя были родом из Сибири, а познакомились уже на актерском факультете ВГИКа в 1945 году: оба поступили на курс Бибикова и Пыжовой с первого захода, - рассказала как-то бывший редактор Одесской киностудии Евгения Рудых (сейчас ее нет в живых, но свои воспоминания она успела описать в книге «Как делалось кино в Одессе»). - С Катей мы вместе жили в одной комнате общежития в Зачатьевском монастыре. С нами - еще семь человек, и все мы знали, что Катя и Женя поженятся. Когда он приходил, они садились на кровать и о чем-то тихо разговаривали. Мы старались оставить их одних. К дням рождения друг друга они готовились тщательно. Катя знала, что нужно ее суженому, и заранее покупала теплый шарф, расческу и прочие мелочи. Когда Катя была на последнем курсе, все наши восемь комнат общежития облетела радостная весть: знаменитый режиссер Иван Пырьев берет ее в свой фильм «Кубанские казаки» на роль Любочки.

В 34 года играла 18-летнюю

- Сценарий «Приходите завтра» был написан именно для Кати Савиновой, - утверждала Евгения Рудых. - Он о том, что истинные таланты при наших методах обучения не нужны. О том, что никто их не ищет, а если они являются сами, то к ним подходят со стандартными мерками. Педагогу, который угадал в героине талант и начал заниматься с ней персонально, начальство предъявило претензии. Идея фильма не понравилась бывшему в то время главному редактору Вилену Федорову. Когда принесли ему сценарий, он принялся всячески смягчать его, темпераментно спорил, а позже не пускал фильм на просмотр худсовета…

Сюжет фильма построен во многом на фактах биографии Кати Савиновой: она также явилась в столицу из сибирской глубинки, параллельно с институтом училась в музыкальной школе Гнесиных.

- Однажды в комнате общежития - вспоминает Евгения Рудых, - я услышала, что в коридоре, который мы громко именовали «холлом», потому что там стоял рояль, кто-то пытается сыграть «Аппассионату». Я выбежала и увидела за роялем Катюшу. Едва освоив нотную грамоту, она (настойчивая!) разучивала Бетховена - чудеса!

Естественно, в фильме она поет сама, поражая всех количеством октав в голосе. Ей было 34 года, а играть нужно было 18-летнюю. И это ей удалось. Всегда, со студенческих лет, Екатерина профессионально следила за своим лицом. На дорогие косметические крема денег не было, просто она смазывала лицо любым жиром: «Что в рот - то на лицо» - ее любимая поговорка.

Катя слышала голоса

- Фильм «Приходите завтра» стал той отправной точкой, с которой начался уверенный подъем Евгения Ташкова и падение Екатерины Савиновой, - продолжила рассказ Евгения Рудых. - Я узнала, что Женя ушел из дому (у них была однокомнатная квартира напротив киностудии) и поселился в «куряже», как мы прозвали гостиницу, служившую общежитием киностудии, стоявшую в том же дворе. Я напрямую спросила Евгения: как это понимать?

 

В фильме «Приходите завтра» одну из первых ролей в кино сыграл Александр Ширвиндт (в центре).

«Мы очень устаем на съемках, - пояснил он. - Все время вместе, споры-разборы. И ей, и мне нужно отдохнуть перед следующими съемками. Знаешь, Катя иногда начинает говорить странные вещи. Уверяет, что она слышит голоса...»

Я и сама сталкивалась с невероятными признаниями Катерины, но считала, что она оригинальничает. А тут поползли разные слухи: что Катя сходит с ума, разговаривает с невидимыми собеседниками, что вряд ли она сможет досняться в роли Фроси Бурлаковой, что именно из-за этого муж-режиссер и оставил ее. А еще говорили, что Евгений не на шутку увлекся своей ассистенткой Тамарой, полной противоположностью блондинистой Кати с ямочками на щеках. Тома была жгучей брюнеткой с темными глазами, надменно сжатыми губами - прямо женщина-вапм! Но ни первому, ни второму слуху я поверить не могла, зная преданность супругов друг другу. Спорила со всеми, называла сплетниками, однако второй слух оказался правдой. Об этом мне поведала сама Тамара, когда в какой-то экспедиции мы жили в одном номере. Да и первая причина во многом подтвердилась...

Как вспоминают другие сотрудники картины, фильм снимался в очень напряженном режиме - 31 съемочный день в месяц, без выходных. Савинова работала с температурой выше 37. Причем она долго не спадала. Обращалась к врачам, но те не могли поставить диагноз. А тяжелое психическое заболевание развивалось… Савинова становилась все более нервной день ото дня. Так и проболела 9 лет, до конца жизни, по несколько месяцев в году находясь в больницах.

Сыграла саму себя

- После съемок Катя уехала в Новосибирск. Как рассказывала ее подруга и сокурсница Елена Вольская, Савинова несколько раз писала мужу, пытаясь наладить с ним отношения. Перед смертью позвонила Елене, сказала:

- Я последний раз просила его приехать. Объяснила: жду через три дня московским поездом. Не приедет - тогда все…

Елена поняла, что «все» - это развод. А случилось по-другому. Женя не приехал, и Катя бросилась под поезд...

Вспыхнула звездочка и быстро погасла, а ведь могла надолго стать украшением кинематографического неба. Но никто с настоящими талантами «возиться» не хочет: «Приходите завтра!»

Так закончила свою историю любви Катя Савинова, сыгравшая в роли Фроси Бурлаковой саму себя.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Актрис такого уровня у нас нет и долго не будет»

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о Савиновой в одном интервью:

- Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком.