"НЕ НУЖНО РУГАТЬ ВАНЕССУ МЭЙ"
- Режиссер Соловьев, с которым вы дружите, говорит: "Пишу сценарии голым. Пока на мне хоть что-то надето - я не свободен". У Рихтера были цветовые ассоциации... А как вы репетируете?
- Сначала репетиция проходит внутри меня. Сижу молча и "проживаю" произведение. Обычно все близкие чувствуют это состояние и не тревожат, за что я им очень благодарен. Музыку я не вижу - она просто звучит во мне, все яснее и ярче...
- До вас знаменитых альтистов почти и не было, на каком инструменте вы достигли таких высот?
- Инструмент мастера Паоло Тесторе - мое второе я, часть моей души и жизни. До него я много лет играл на фабричном альте. Мой Тесторе запросто сравнится со Страдивари золотого периода. Он - живое существо, реагирует на погоду, на влажность, на настроение человека, взявшего его в руки. Мы с ним все прошли: конкурсы, концерты, мировые премьеры.
- Нужно ли добиваться популяризации классической музыки? Может, это ей только вредит?
- Я уверен, что нужно всеми возможными средствами. Вот часто ругают Ванессу Мэй. А я считаю, что благодаря ей многие впервые узнали, что есть такой композитор - Вивальди! Потом, глядишь, захочется еще его послушать, купить диск, потом и на концерт сходить...
- Какой этап своей жизни вы назвали бы счастливым, а какой тяжелым?
- Как сказал Кундера, для того чтобы понять человека, нужно войти в ощущение его возраста. Конечно, сложности всегда есть, как и всплески счастья. Когда их не будет, тогда будет панихида, а не юбилей. Чем отличается юбилей от панихиды? Тем, что герой хорошие слова о себе еще может услышать. Сейчас у меня цельное чувство жизни, потому что я патриот-оптимист.
- Самые главные для вас события минувшего года?
- Мой 6-летний внук впервые выступил на сцене (он учится игре на скрипке), мы создали первый Всероссийский юношеский оркестр - такого проекта, чтобы по всей России проехать и набрать участников, никогда еще не было.
"Я НЕ АЛЬТИСТ ДАНИЛОВ"
- Помните книгу "Альтист Данилов"? Вас многие считают прообразом музыканта, это так?
- Когда появился роман, я уже был известен. Как только меня не обзывали - и демоническим (у меня были тогда длинные волосы), и Паганини, и даже Гагариным, за прорыв альта в сольную жизнь. Я давно смирился с тем, что меня считают прототипом альтиста Данилова. Хотя поначалу раздражало страшно. Я нашел автора - Владимира Орлова, нашел альтиста, с которого писали героя. Его звали Владимир Грот, он худой, высокий, с бородкой, работал в Большом театре... Стопроцентный демон. Я даже держал тот альт в руках - мой лучше! Но когда книжка в 36-й
раз вышла, на этот раз в Японии, на обложке поместили мой портрет, причем без спроса. Ну что с этим поделаешь?! Прошли годы, все утряслось. А полтора месяца назад мой друг Саша Чайковский, композитор, говорит: "У меня премьера оперы "Альтист Данилов" в Театре Покровского. Я ее посвятил тебе". Опять "Альтист Данилов"! Кстати, 3 февраля опять будет идти эта опера - специально к моему юбилею. Я там даже приму маленькое участие.
- А еще вы как-то Николсона до обморока довели...
- Было, да. Никита Михалков взял меня в оборот на ММКФ. В гримерной мне волосы прилизали, одели во все черное и длинное,
альт спрятали под пальто. И я вдруг слышу Михалкова: "Сейчас у меня для вас есть сюрприз. К нам неожиданно прибыл Альт Пачино!" Меня выталкивают на сцену, и Николсон - он был гостем и сидел в первом ряду - падает со стула. Тут я расстегиваю пальто и играю на альте. В зале - разочарование. Хоть я и был похож на Аль Пачино, но он все же не сыграет так, как Юрий Башмет.
4 ПРИНЦИПА МАЭСТРО
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Юрий Абрамович БАШМЕТ родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону, детство провел во Львове. Сейчас живет в Москве. Народный артист СССР, альтист, дирижер, педагог. Окончил Московскую консерваторию, с 76-го года начал концертировать. В 1986 году создал камерный оркестр "Солисты Москвы". С 2002 года руководит оркестром "Новая Россия". Женат на скрипачке Наталье Башмет. Дочь Ксения - тоже музыкант, пианистка, сын Александр - экономист.