12 ноября
Загрузить еще

Роман Виктюк: Я научил иностранцев «манюрке» и «чичирке»

Роман Виктюк: Я научил иностранцев «манюрке» и «чичирке»

Столичный театр оперетты в этот день был полон - «давали Виктюка». Причем в прямом смысле этого слова: эпатажный режиссер шокировал украинскую публику не очередным спектаклем, а… собственной откровенностью, которую он в полной мере продемонстрировал в авторском вечере «Роман со скандалом». Виктюк пошел в народ, и народ этому обрадовался.

- Вы - как будто актеры, а я - режиссер на репетиции, - сразу расставил все точки над i Виктюк.

Покоритель столицы с деньгами в трусах

- В Москву меня провожали, как в Сибирь, - вспоминает режиссер. - Упаковали все: перину, подушку, ложки… А деньги всем домом зашили в сатиновые трусы. Да так, что достать было просто невозможно. Все так прятали, чтоб ни один москаль не мог найти, что дали ребенку из Западной Украины. Перед самым отъездом я получил телеграмму от своих подруг, которые уехали в Москву на два года раньше. «Не приезжай: таких, как ты, много», - говорилось там. Но я никому это послание не показал и поехал.

В итоге абитуриент Виктюк приехал в Москву без вещей - увели, остались только деньги в трусах.

- И вот стою я на вокзале без вещей, в одних тапочках, и не знаю, что делать. Деньги достать не могу - это ж надо раздеваться… Попросил у прохожих монетку позвонить, дозвонился, узнал, когда приходить на вступительные экзамены. Сел в троллейбус и поехал… А вокруг - огни вечерней Москвы. Проезжаю мимо домов, которые неподалеку от Кремля стоят, и говорю себе: не смотри туда! Тебе там никогда не быть! А теперь я живу в одном из этих домов…

Макарова подсобила шпаргалкой

- Сначала я поступал во ВГИК: мой монолог так поразил великую актрису Тамару Макарову (я расплакался у нее на груди), что она пообещала мне помочь с сочинением на втором туре. И даже… принесла шпаргалку! Она была в комиссии, и когда я пришел, незаметно дала мне шпаргалку и стояла, ждала, пока я напишу работу, закрывая меня собой. Потом сказала: «Написал? Уходи - будет пять!»

- Но я все равно пошел на экзамены в ГИТИС! Меня Алла Тарасова спросила на экзамене, куда я еще ходил. И я признался ей во всем: как плакал на груди Макаровой, как она мне шпаргалку дала… Уже выходил из аудитории, вдруг она сказала: закрывайте набор - десятый человек в группе уже есть!

- Я долго колебался и не мог выбрать между ВГИКом и ГИТИСом, - вспоминает Виктюк. - Поэтому я написал письмо своей учительнице во Львов. Она прислала телеграмму: «Кино - халтура. Иди в ГИТИС». Так я свою судьбу и решил.

Злопамятная соня Раневская

- Я еще юным мальчиком пришел к ней в гости в половине девятого утра. Постучал в дверь, она долго не открывала (просыпалась она не раньше одиннадцати), а потом спросила, кто там.

- Мальчик! - ответил я.

- Мальчик? - поразилась великая актриса (а у нее была любимая собака по кличке Мальчик) и открыла дверь.

- Спустя несколько лет я ее спросил, помнит ли она нашу встречу, на что Фуфа (так Раневскую звали друзья) ответила: тебя - не помню. А вот стук в дверь в половине девятого утра не забуду!

Кстати, впервые матерное слово «б..дь» Роман Виктюк, по его собственному признанию, услышал от Фаины Раневской.

Об иностранных артистах

Виктюк уже пережил эпоху запрещения его спектаклей. Теперь он - легенда и авторитетный театральный режиссер, поставивший массу спектаклей в российских, а также в других театрах мира.

- Помню, ставил я на Бродвее… Я не знал английского, а актеры - русского. Но я их научил двум словам: «манюрка» - женское начало и «чичирка» - мужское. И так их и называл. И они так себя стали между собой называть.

Небесные невесты или… Сердючка!

- О своем новом спектакле: эта работа будет связана и с Верой Сердючкой, и с Шифриным, и с Галкиным - один вариант пьесы. Второй - это Пугачева, Татьяна Доронина и, видимо, Елена Образцова и Алиса Фрейндлих. То есть все мои небесные невесты, с которыми я прошел всю жизнь.