28501
0
Загрузить еще

Певец и композитор Юрий Лоза: "Я не понимаю, как можно слушать Гребенщикова?"

Певец и композитор Юрий Лоза:
Фото: Юрий Лоза своей книгой собирается научить всех желающих писать хиты и избавить эстраду от пошлости. Фото: Eastnews.

Совсем недавно автор бессмертного хита "Плот" выпустил книгу-самоучитель "Научу писать хиты". В ней Юрий Эдуардович на примере известных хитов разбирает основные ошибки в стихосложении. 

- Идея написать эту книгу ко мне пришла давно, - рассказал "Комсомолке" Лоза. - Ко мне постоянно обращаются начинающие авторы за помощью. Но так как всем помочь и подсказать, как написать хорошую песню, я не могу, то и решил выпустить самоучитель. Работал над ним полтора года - очень долго собирал материал. Думаю, что наживу себе среди артистов очень много врагов. Но мне нужны были примеры, на которых я мог показать неудачные ходы.

"Иногда популярность приходит непонятно от чего"

- Критики говорят, что вы и раньше не отличались благодушием по отношению к коллегам…

- Но у меня нет задачи критиковать. Зачем? Люди все и так видят сами. Ко мне на концертах подходят зрители и спрашивают: скажите, вот наша эстрада сейчас пошлая, с чем это связано? Я отвечаю: ребята, вы и сами знаете почему. Мне многие говорили, что они, как правило, выключают ТВ, когда появляются артисты, а раньше ведь бежали к экранам, когда их показывали. 

- Сейчас многие помешаны на Стасе Михайлове. По-вашему, в чем феномен его популярности?

- Иногда популярность приходит непонятно от чего. Вот человек понравился, и все. И объяснить это невозможно. Если бы могли этим процессом управлять, не было бы столько несчастливых браков. Бывают ведь случаи, когда девочка выходит замуж за такого идиота, что это видно всем кроме нее. Так и здесь: со стороны посмотришь на артиста и понимаешь: пирожок ни с чем. Ну никакой он, зацепиться не за что, а поклонники у него есть. Идет какая-то цепная реакция. В компанию фанаток попадают за компанию - подружка пошла, и я пошла.

Никогда не поверю, что люди, сидящие на концерте Бориса Гребенщикова, понимают, о чем он поет. Я не могу даже разобрать, о чем это все. Но они же сидят, кивают и что-то подпевают. А ведь это нормальные люди, которые, по идее, не должны воспринимать этот бред.

А по поводу Стаса Михайлова: знаю случай, когда одна женщина купила в Октябрьском зале в Питере все билеты на первый ряд, чтобы продемонстрировать Михайлову свою преданность и любовь. 

- А какая музыка вам нравится?

- Мне нравится то, что делает Стинг, Джордж Майкл. Наши артисты интереса не  представляют, они все чаще и все более открыто пользуются штампами. Ну, например, есть жанр шансон и есть группка людей, работающих  в этом жанре. Если прийти на их концерт, то вряд ли там можно будет услышать что-то яркое. Если такое и появляется - его быстренько убирают, чтобы не портить общей картины шансона.

Вот меня никогда не называли рокером. Хотя у меня много песен, близких к этому. Мне всегда было скучно в одном жанре. Могу оты­грать блюзовую программу, рок-н-ролльную и бардовскую. Поэтому все мои программы - разноцветное одеяло из разных номеров.

- Отличаются ли выступления в концертном зале и на корпоративе? 

- Мне без разницы, где выступать - в зале или клубе. Есть одна разница - моя публика или не моя. Если просто пришла - она не очень тебя хотела и им со мной неинтересно, они заняты своим делом - празднуют. А вот когда свои пришли, зная, на кого пришли, - тогда выступать приятней. Я всегда работаю в формате мероприятия. Давно понял: если тебя пригласили и заплатили - надо попытаться сделать так, чтобы им было хорошо. Не надо зрителям нести свое "я" и отношение к жизни. Поэтому всегда спрашиваю, сколько мне работать, когда выйти и что спеть.

"Под фанеру петь скучно"

- Вы считали, сколько за все это время пели песню "Плот"?

- Нет, не считал… Песне 30 лет, и она мне не надоедает. Я пою ее всегда живьем,  и каждое исполнение всегда отличается. Под фанеру петь скучно. Можно под нее дурака валять и выходить в любом состоянии, не думая, что звучит. Вот как многие наши артисты - они выходят и открывают рот, не зная, что там звучит. Но я по артикуляции вижу, что человек не знает слов.

Под фонограмму я тоже выступал - на телесъемках. Для меня это каторга. Надо пытаться попасть в то настроение, как спел на студии, с синкопированием, с движением. И мне это движение повторить снова сложно. Легче в сто раз спеть живьем. 

- Недавно на отдыхе вы сломали руку. Как сейчас ваше здоровье? Играть на гитаре можете?

- Рука потихоньку срастается. Играть могу, моторика пальцев осталась. Правда,  пока не могу зубы почистить правой рукой. Разрабатываю ее.

- Почему вас так редко показывают по ТВ?

- Потому что есть определенная группа людей, которая застолбила собой все программы, и я там персона нон-грата. Сейчас попасть на серьезное мероприятие со съемкой невозможно. Вот я шесть раз был на записи шоу "Достояние республики". Мне сказали: вы будете говорить, потому что у нас есть свои поющие артисты. 

- Но я пою лучше! - возразил я. 

- Мы знаем, но вы будете говорить. Вот так. Есть группа артистов, которые являются лицами каналов, передач, и пробиться туда невозможно.