Загрузить еще

Режиссер фильма "007: Координаты "Скайфолл" Сэм Мендес: "Мне всегда нравилась идея о смерти Джеймса Бонда!"

Режиссер фильма
Фото: Сэм Мендес (слева) указал Дэниелу Крейгу «дорогу перемен». Фото: кадр из фильма.

Режиссер картины, лауреат "Оскара", автор "Красоты по-американски" и "Дороги перемен", рассказал кинообозревателю "КП" о своей работе над лентой. 

- Я всегда любил фильмы о Бонде, - говорит один из лучших современных режиссеров. - И мне всегда нравилась идея смерти агента 007! Или по крайней мере его исчезновения. Чтобы он потом вернулся героем в мир, который полностью изменился. Такой шаблон давно сложился у меня в голове. Поэтому, когда встал вопрос о том, кто будет играть Кью, я долго не думал. Я знал, что его нужно делать молодым парнем, ведь Кью-старик может существовать только в мире, где ничего не изменилось. А такое мы уже видели. Но в сцене встречи с Кью (Бен Уишоу из "Парфюмера". - С. Т.) самое интересное - это реакция Бонда. "Ты кто такой, твою мать?" - спрашивает Бонд. И тут уже не только зритель, а и сам Бонд смотрит на себя по-другому. Он понимает, что уже не так молод. Эта сцена рассказывает нам о Бонде, а не о Кью.

- А чьей идеей было вернуть старую машину Бонда?

- Моей и сценариста Джона Логана. Мы хотели, чтобы третий акт фильма мог разворачиваться и 50 лет назад, в 1962 году. Поэтому, кроме современного вертолета, вы не увидите в нем ничего нового. И экшен сконструирован в этой части очень старомодным образом. Все предыдущее действие сильно полагалось на компьютеры и технологии, в конце фильма этого уже ничего нет. Разумеется, это осознанное решение. Оно было вызвано желанием вернуться к старым ценностям, классическому сюжетосложению. Музыку из старых фильмов о Бонде я добавил уже на монтаже. Но и эта идея была у меня в голове уже на съемках. Я даже специально снял Бонда, управляющего старой машиной, - на всякий случай, вдруг захочется подложить музыку. Попробовал - и у меня мурашки пошли. Я почувствовал себя 13-летним фанатом Бонда!

- Вы работали с Дэниелом Крейгом на картине "Проклятый путь". Как он изменился за 10 лет?

- Он стал гораздо более уверен в себе. Больше знает - в том числе о своих возможностях. 10 лет назад он еще не очень представлял себе, каково это - быть кинозвездой, как нужно себя вести... За это время он прошел тяжелую школу. Дэниела крестили огнем. Ведь все только и говорили о том, что на роль Бонда он выбран совершенно неправильно! Думаю, что он до сих пор от всего этого отходит. Утверждение на эту роль - для него огромное событие, в результате которого он лишился самостоятельности, частной жизни... Для него это было очень непростое решение - трудно отказаться от возможности спокойно ходить по улицам! Но фундаментально в нем мало что изменилось, хотя сейчас в нем больше таланта, сил и возможностей. Он все такой же перфекционист, по-прежнему очень добросердечен, очень раним. Да, у Дэниела очень тонкая кожа... И он настоящий джентльмен! Хотя, как и Шон Коннери, в жизни совсем не похож на Бонда. Как и у Коннери, он не из высших слоев, учился в публичной школе... Дэниел - человек, а не сконструированный идеал, он не изъясняется отрывистыми четкими фразами. Но та сила трения, которая существует между ним, полным ярости и страсти, и образом Бонда, и делает интересным все это предприятие.

- Вместе вы сделали агента 007 более сложным персонажем.

- Если перечитать Флеминга, причем не ради сюжета, а для понимания того, кто такой Бонд, вы увидите, что я ничего не придумал. Бонд - очень интересная, мрачная, мятущаяся душа, сложная, растерянная, разозленная личность. Все это есть в книгах, особенно последних. Не я это привнес. Согласен, что эти стороны характера Бонда нечасто попадали на экран в отличие от его остроумия, расслабленности, сексуальности и всего прочего. Хочу отметить очень важное обстоятельство: еще в "Казино "Рояль" режиссер Мартин Кэмпбелл покончил со стилизацией. Бондовские фильмы перестали напоминать попурри. Чтобы добиться этого, Кэмпбелл избавился от старых бондовских персонажей - Кью, Манипенни, всего того, что застыло, стало несмешной шуткой, повторенной слишком много раз. Он дал нам реального Бонда, за которого мы начали переживать. Поэтому все благодарности Флемингу и Кэмпбеллу, обратившемуся к первоисточнику и перезарядившему весь сериал. Без него я бы не смог сделать такую картину.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Хавьер БАРДЕМ: "Я и забыл, что снимаюсь в фильме про 007" 

Злодейский персонаж Хавьера Бардема безуспешно пытается сбить агента 007 с пути истинного. Фото: кадр из фильма.

Испанский секс-символ в новой ленте о британском суперагенте сыграл самую неожиданную свою роль. 

- Я смотрел все серии "Бонда"! Мне 43 года, первый бондовский фильм, "Лунный гонщик" (Moonraker), я увидел в 12 лет. Конечно, одни фильмы нравятся больше, другие меньше - на то это и самый старый киносериал! Он часть нашей общей памяти! Стоило мне открыть сценарий и увидеть там "007", как перед глазами встали картины детства, когда я ходил в кино со своими родителями.

Потом мне пришлось отказаться от всего этого и прочитать реальный сценарий. Я согласился в нем сниматься, но, пожалуй, только сейчас начал осознавать, что снялся в картине о Джеймсе Бонде. На съемках мне это даже в голову не приходило, пока Дэниел не подсказал мне реплику, которую я забыл...

- Ваш Сильва, без сомнения, станет одним из самых запоминающихся бондовских злодеев.

- Многое было заложено уже в сценарии. Но один цвет - еще не палитра... Все, что появилось позже, в основе имело идею Сэма Мендеса о дискомфорте, который причиняет всем этот персонаж. Чтобы найти своего героя, я не пересматривал старые фильмы о Бонде, с Сэмом мы разложили на столе фотографии злодеев и… придумали своего собственного. Он выглядит как классический бондовский злодей, но орудует при помощи суперсовременных технологий. Ведь центральная тема фильма - столкновение старого и нового, необходимость отказа от старого для того, чтобы двигаться вперед. Эта идея проходит через всех персонажей фильма, как и положено хорошей истории.

- Вы-то сами продвинутый пользователь технологий?

- Что вы, хуже меня нет! Это я только изображаю...

- В новом фильме Терренса Малика вы сыграли сверхположительного героя (гораздо менее убедительно, скажем в сторону). Это явно сложнее, чем злодея играть.

- Я не делю своих персонажей. И те и другие должны быть хорошо прописаны в сценариях. С первых своих дней в кино - а я работаю уже 25 лет! - я не уделял никакого внимания тому, хорош или плох мой персонаж, высок он или низок, красив или страшен, лыс или с длинными волосами. Все это слишком просто. Главное - кто стоит за этими определениями! Интересен ли он, будит ли он мое воображение? Если да, то вперед и с песней. Часто бывает, что персонаж кажется тебе интересным, а на съемках или даже после них оказывается, что все это было иллюзией. Тогда остается только грязно выругаться. Но соглашаясь на работу, всегда нужно верить...