26 октября 1977 года в Москве состоялась премьера комедии Эльдара Рязанова о "руководящей Золушке "среднестатистического учреждения", которая ничего не видит вокруг себя, кроме своей работы. Фильм "Служебный роман" только за 1977 год собрал около 60 миллионов зрителей! И по сей день лента пользуется народной любовью. О том, как рождалась картина, которой судьбой было уготовано стать классикой отечественного кинематографа, мы расспросили ее создателей.
|
Роль Калугиной - строгой начальницы по прозвищу Мымра - задумывалась именно под Алису Фрейндлих. Только такая актриса могла убедительно показать превращение синего чулка в красавицу так, чтобы это не выглядело фальшиво.
Алиса Бруновна признавалась, что детали образа придумывала себе сама. Лично просмотрела все платья в костюмерных "Мосфильма", попросив принести самые неказистые, и выбрала себе "прикид" похуже. Долго искала поуродливей оправу для очков. Выбор пал на экземляр, которые принес оператор Владимир Нахабцев, взяв их у собственного отца. Со словами "Сейчас зачешу себя поуродливей - и в кадр!" актриса вышла на съемочную площадку.
Басилашвили был слишком хорош
Роль подчиненного Калугиной Новосельцева мечтал сыграть Олег Басилашвили, о чем неоднократно говорил режиссеру. Он даже специально похудел, чтобы выглядеть более истощенно.
Рязанов рассматривал Басилашвили на главную роль, но все же пришел к выводу, что зритель не поверит в то, что этого высокого статного красавца бросила жена, он не нравится женскому полу и является совершенно бесперспективным сотрудником. А вот Андрей Мягков, поработав с гримерами, сразу попал в "яблочко". "Замурзанный, неряшливо одетый, опустившийся клерк с мерзкими усиками - таким он выглядит на старте нашей истории. Но Мягков точно расставил акценты. В роли постарался передать внутреннее благородство своего героя, его врожденную порядочность, беззащитность, и от этого притягательность", - считает Эльдар Александрович.
Правда, Олег Басилашвили и во время съемочного процесса все продолжал шутить по поводу отказа Рязанова снимать его в главной роли.
- Я говорил Эльдару Александровичу, что гримеры тратят по нескольку часов, чтобы превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева. И столько же времени уходит на то, чтобы придать мне, замученному и уставшему - я играл в питерском театре, мотался между Москвой и Ленинградом, - вид лощенного Самохвалова. Так, может, пожалеем гримеров? Просил Рязанова: поменяйте нас с Мягковым местами! – вспоминает Басилашвили.
|
Но роль Самохвалова я все же полюбил.
- Тем более что Рязанов выдал расписку: что обязуется снимать Олега Басилашвили во всех своих картинах?
- Такая расписка была. С тех пор, когда Эльдар Александрович начинал со слов: "Олег, я думаю предложить тебе роль…" - я с возмущением отвечал: "Что значит думаю?! Ты обязан! У меня и документ есть…"
"Голосом Шурочки выбивала путевки"
Запомнилась зрителям и роль смешной Шурочки, активистки, умудрившейся собрать деньги на похороны живого Бубликова. На эту роль пробовались Римма Маркова и Нина Агапова, но получила актриса "Современника" Людмила Иванова.
- После фильма многие стали меня ассоциировать с Шурочкой, - рассказала "КП" Иванова. - А я, кстати, пользовалась этим. Ведь в "Современнике", где я работала, была одновременно и председателем профкома. Так вот после фильма, выбивая путевки в санатории, квартиры артистам, я звонила к чиновникам и говорила голосом Шурочки: "Это я, Шурочка, вас беспокою!" И бюрократы сразу начинали улыбаться и пытаться помочь. И ведь срабатывало! Шурочке они отказать не могли!
|
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:
- А идите вы… в бухгалтерию!!!
- Вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает!
- Когда женщине говорят, что она умница, это значит, что она - круглая дура?
- У меня двое детей: мальчик и… мальчик.
- У меня такая безупречная репутация, что меня давным-давно надо скомпрометировать.