Рейтинги «Апостола» с Евгением Мироновым и Николаем Фоменко в главных ролях растут с каждым днем. О том, как снимался сериал, «Комсомолке» рассказал режиссер картины Юрий Мороз.
На первом плане - мелодрама
- Юрий, на какое кино вы ориентировались, снимая «Апостола»?
- Этот сериал сравнивают с фильмами «17 мгновений весны» и «Щит и меч». Я, наверное, соглашаясь с Женей Мироновым, выбираю «Щит и меч». Но у нас история с засланным агентом так «перелопачена», что есть мелодраматический аспект, а шпионские страсти как бы на втором плане. Героя вынуждают играть роль брата-двойника. На кону жизнь его жены и ребенка. Он делает это ради них, и поэтому мелодрамы здесь намного больше, чем в фильме «Щит и меч».
- Сейчас редкий боевик обходится без спецэффектов. В вашем фильме много компьютерной графики?
- Нет, компьютер не использовался, вернее, он был нужен нам исключительно в тех случаях, когда требовалось «затереть» провода, афиши, вывески - все современное. В общем, чтобы на заднем плане новые «бумеры» не ездили. За этим приходилось следить.
Мы даже от услуг каскадеров частенько отказывались. К примеру, эпизод, где Миронов с компанией захватывают поезд. Представьте себе - народный артист сам, как зайчик, прыгал по крыше движущегося вагона! А параллельно ехала группа на электровозе и все это снимала. К счастью, все остались живы и невредимы.
Разведшколу снимали в монастыре
- Правда, что часть съемок проходили в настоящем монастыре?
- Монастырь мы снимали в городе Кириллове. Мы договорились не мешать той его части, которая принадлежит церкви. А часть монастыря отдана под музей - его работники относились с пониманием к нам, а мы к ним.
Это было принципиальное решение - снимать в монастыре разведшколу. Наш фильм не зря называется «Апостол». Одна из важных тем, заложенных в нем, - это столкновение православной веры и фашизма. Нашего главного героя по жизни движет вера. Он с одной стороны борется с идеологией советской, с другой - с немецкой. Но победить ему позволит только вера. Православная. Поэтому апостолы Петр и Павел (имена главного героя и его брата-близнеца. - Прим. ред.) постоянно присутствуют в картине.
- Были и заграничные съемки?
- Все, что в «Апостоле» не связано с Россией, - снимали в Праге. Например, все берлинские сцены, потому что в Берлине, собственно, от «старых добрых времен» ничего не осталось. А завершающую часть ленты снимали в Тунисе.
«Самое важное - сценарий, потом артист»
- В «Апостоле» бок о бок играют такие звезды, как Николай Фоменко и Евгений Миронов. Не сложно с ними работать?
- Нет, чем актер профессиональнее, тем с ним легче - это мое режиссерское наблюдение. И Фоменко, и Миронов работают на конечный результат. Женя точно знает, что он хочет сыграть. Единственное, чем ты ему можешь помочь, - сказать, как это сделать. Очень много у нас в «Апостоле» тратилось времени на поиск решения и на саму съемку, тут не до проявлений характера. Я считаю, если актер начинает капризничать, значит, он прикрывает свое какое-то неумение. Как говорят, плохому танцору… В нашем случае такого не было, личные проявления характера остались за пределами съемочной площадки.
- Что вы считаете самым важным в фильме: сюжет, игру актеров, музыку?
- Кино - вещь коллективная, поэтому чем больше мозгов туда вложено, тем лучше. Я прихожу на площадку рассказать, как снимать, куда ставить камеру, как свет ставить, как артисту текст произносить. Дальше начинается сотворчество. Это когда артисты вносят свое, оператор - свое, композитор потом добавляет свое. Хотя, если расставлять приоритеты, для меня так: самое важное - сценарий, потом артист и дальше…
В «Апостоле» зрителя будет держать сюжет и трио «Миронов - Фоменко - Даша Мороз», Вот такой треугольник. На отношениях Миронова и Фоменко держится сюжетная канва, а отношения Даши и Жени - это уже любовная линия. Сплетение этих двух параллельных линий и станет главным в картине.
- Каков бюджет фильма?
- Это тайна, покрытая мраком. Большим, очень большим.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Юрий Мороз - режиссер, актер, сценарист и кинопродюсер. Родился в Краснодоне. В 1979 году окончил Школу-студию МХАТ и стал актером Ленкома.
В кино Юрий Мороз дебютировал в исторической дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1980). Как режиссер известен по работе над сериалами «Каменская-1, 2, 3», «Дети Ванюхина» (2005), фильмом «Точка».
20 лет был женат на актрисе Марине Левтовой, трагически погибшей 27 февраля 2000 года. Их дочь Дарья Мороз играет одну из главных ролей в «Апостоле».