Выход в прокат фильма "Духless", одним из продюсеров которого он является, окончание съемок масштабного "Сталинграда", назначение главой совета директоров кризисного "Ленфильма". Словом, поводов для разговора с Федором накопилось немало.
- Федор, как в вашей фильмографии возникла картина "Духless"?
- В кинематографической тусовке давно знали, что права на экранизацию "Духless" купил мой хороший знакомый Петр Ануров. И я знал, что Рома Прыгунов, с которым мы дружим миллион лет, начал снимать картину как режиссер. Ну я, конечно, радовался за них, но потом случился кризис 2008 года, и деньги кончились. К этому моменту Рома успел снять 30 - 35% материала. Однажды мы встретились, я посмотрел, что он успел сделать с романом Минаева. Мне понравилось. Во-первых, красивый кинематографический язык, во-вторых, абсолютно правильный подход Прыгунова к экранизации. Он, к счастью, не хотел делать дословное переложение давно вышедшей книжки, а сразу решил, что будет адаптировать ее к сегодняшнему дню. Причем, что мне особенно понравилось, он и дальше был готов ее переписывать.
- А мнение Минаева на этот счет было к тому времени известно?
- Он не встревал в производство фильма и посмотрел, что получилось, уже в финальном варианте.
- После показа чернового фрагмента вы решили вложить в "Духless" деньги своей компании?
- После этих 30 минут стало понятно, что может получиться хорошее кино. Съемки в итоге возобновились, но была еще большая работа над сценарием. Допустим, в фильме есть несколько сцен с концептуальными монологами главного героя. Я хотел, чтобы эти монологи звучали повесомее. А в этот период я закончил с Дуней Смирновой делать "Два дня". У нас с ней товарищество, поэтому Дуня в итоге к этим монологам руку приложила.
|
- "Духless" стал одним из тех проектов, которыми вы занялись между съемками "Обитаемого острова" и "Сталинграда". Что дали вам эти три года, в течение которых вы не занимались режиссурой?
- За это время понял, что можно снимать хоть на фотоаппарат и на телефон - было бы желание. Я сделал короткометражку с Алисой Хазановой, еще одну - с Ксенией Раппопорт и Анной Михалковой. И получил неизгладимое удовольствие - снимать можно всегда и везде. И одной из главных неожиданностей стало, что почти все мои друзья из актерского мира с радостью соглашаются на такие небольшие проекты. После этого я со скепсисом смотрю на то, как на "Кинотавре" молодые продюсеры или режиссеры жалуются на отсутствие больших бюджетов. Для того чтобы снять хотя бы часть фильма и показать его продюсеру, не нужны большие деньги, уверяю.
- Ваше назначение на должность главы совета директоров "Ленфильма" вызвало противоречивую реакцию. Зачем вам этот пост?
- Не нужно думать, что с приходом на "Ленфильм" Бондарчук стремится удовлетворить свои руководящие амбиции. Я никогда этого не говорил - вам первым скажу, что на "Ленфильме" я скорее как антикризисный менеджер. Там нужен человек со стороны, из Москвы. Чтобы попытаться объединить Алексея Германа и Александра Сокурова - двух уважаемых всей страной художников, не дать им, да и всем остальным, поссориться. Просто необходимо, чтобы через полтора-два года "Ленфильм" был реконструирован и работал. Ответственность огромная, но я же не один, со мной мои товарищи. Я в первую очередь имею в виду гендиректора Эдуарда Пичугина, на котором вся финансовая ответственность и отчетность. Причем начинать на "Ленфильме" нужно не с творческих вопросов, а с труб, стен, окон и канализации. Вообще нужно забыть про конфликты и все эти два года посвятить строительству. А потом я с удовольствием передам ключи от студии петербургским кинематографистам… На самом деле это расстрельная должность.
- Не очень понятно: это была ваша инициатива возглавить "Ленфильм" или вам предложили?
- Эта идея витала в воздухе давно. Мне с разных сторон предлагали и обсуждали.
- Вы сразу согласились?
- Нет.
- Что мешало?
- Ты заходишь на чужую территорию. Это как в музей прийти и сказать: "А вот здесь поставлю калитку". Как на это можно сразу же согласиться?
- Вы в итоге заручились поддержкой Алексея Германа, который уже сказал: "Ребята, что плохого в Бондарчуке?"
- Вот и я не понимаю, что плохого в Бондарчуке.