28501
0
28 марта
Загрузить еще

Давид Черкасский: "Каждый день знакомиться с десятью девушками - это ж какая тяжелая работа!"

Давид Черкасский:

"Я просыпаюсь каждое утро, и мне хорошо и весело"

- Давид Янович, юбилей подкрадывается. Вас это беспокоит?

- Да! Ненавижу это все. Помню, когда мне было 50 лет, в Доме кино устроили большой праздник. Накрыли огромный стол: встает с речью первый человек, долго говорит, а я не понимаю о ком. Такой он красивый портрет нарисовал. Потом второй говорит долго, и то же самое. А через некоторое время уже начали говорить: "он был…", "давайте вспомним…" - забыли, что на день рождения собрались… И после этого только начинается веселье, когда обо мне забыли. С тех пор у меня юбилей - как заноза. Я, скорее всего, спрячусь в кругу пяти-десяти друзей. Мы выпьем немножечко. Поговорим на отвлеченные темы, и все это как-нибудь проскочит.  

- Вы когда-нибудь спрашивали себя, благодаря чему вот уже восемьдесят лет вы так красиво, талантливо, легко и с юмором живете?

- Во-первых, родители дали мне самое главное: подарили мне свойство - быть оптимистом. Я просыпаюсь каждое утро, и мне хорошо и весело. Во-вторых, моя работа. Я мечтал вечером поскорее заснуть, чтобы прийти утром на работу. Вот это было счастье. 

- Вы с детства рисующий человек, почему вдруг поступили в Киевский инженерно-строительный институт, да еще бы архитектором, так нет же - технологом?

- Я поехал во ВГИК поступать на художника мультипликационного кино, но художественного образования у меня не было - не взяли. И тут в Киеве вдруг решили организовать студию мультипликационных фильмов. Когда я приехал на "Киевнаучфильм", там под кабинетом директора уже сидели человек пятнадцать художников, за плечами у каждого был художественный институт. Они принесли профессиональные свои картины, а я - рисунки с изображением того, что меня увлекало: картинки ковбоев, рыцарей, казаков в движении. Я много смотрел мультфильмов, много срисовывал. Но герои у меня получались неклассическими.  Когда я показал это директору студии, который тоже к мультипликации не имел никакого отношения, он увидел то, что ему было близко, и взял меня на работу.  

- Трудно поверить, что в советское время человека вот так могли взять на работу не по специальности…

- Но ведь студия только открылась, работать было некому. Вслед за мной пошли в аниматоры мои друзья-архитекторы Володя Дахно, Рэм Пружанский, Марк Драйцун и Алла Грачева. Можно сказать, на студии возникла целая архитектурная мастерская. И оказалось, что архитектура очень близка анимации.  

"Лентяйничаю и немножко пью"

- Вашему самому первому мультфильму "Тайна черного короля"  уже полстолетия с маленьким хвостиком. Помните, как вы его делали?

- Да, это было в 1964 году, мы снимали анимационный фильм о пожарной безопасности. Получился в итоге детектив. В то время телевидение еще только начало развиваться, мульт-фильмы крутили в кинотеатрах перед киносеансами. О судьбе своей работы мы толком и не знали - отправили в Москву, получили постановочные. И только много времени спустя я узнал, что "Тайна черного короля" получила приз на Международном кинофестивале в Румынии "За лучший дебют". А французский журнал "Синема" отметил, что "особенно нас поразил мульт-фильм из Украины, очень похожий на югославскую мультипликацию". Мы себе даже представить не могли, что в Югославии есть мультфильмы.  

У нас на студии каждый придумывал свой почерк, свой стиль. А когда наша студия устроила творческий вечер в Москве - там все обалдели, настолько это было ни на кого не похоже. 

- После дебюта к вам пришла настоящая слава: "Приключения капитана Врунгеля",  "Остров сокровищ"… А спустя три десятка лет с развалом СССР все на студии рухнуло. Как вы это пережили?

- Я не был готов к тому, что все рухнет, но когда это случилось, мы еще немножко потрепыхались, а потом занялись кто чем. Мне жаль, что я не успел доснять фильм "Макароны смерти, или Ошибка доктора Бугенсберга", который запустил в 1992 году. Была идея доснять его сейчас, но я уже перегорел, чего-то нового хочется.

- Как у вас складываются отношения с компьютером?

- Где-то на 67 процентов. Что карандаш, что компьютер - одно и то же. Это предметы неодушевленные. Компьютер несомненно облегчает работу, но не помогает придумывать. Ты есть ты, а железяка есть железяка. 

- Что у вас сейчас в проекте, над чем думаете?

- Понимаете, чтобы вот так на ровном месте вдохновение - такого не бывает. Сейчас вроде бы хотят делать продолжение Врунгеля, но мне малоинтересно. Но если предложат, тем более собираются делать в 3D, это уже интереснее. Есть у меня еще два сценария, но пока они не в запуске, я о них не думаю.

- То есть вы сейчас лентяйничаете?

- Да. Я где-то прочел для себя отговорку: "До 80 лет ты должен трудиться и работать, а после 80 - это уже бонус". Поэтому пей водку, бегай за женщинами, ну если не бегай, то хотя бы волочись и получай удовольствие от жизни.

- А водки выпить много горазды?

- Немного. Бутылочку… 

"Мальчиком-мажором я был до первого класса"

- Ваш отец в свое время был крупным чиновником (заместителем украинского наркома юстиции. - Прим. авт.). Вы получается, были мальчиком-мажором?

- Такого слова в то время не знали. Ну, если хотите, мальчиком-мажором я был до первого класса. А потом началась война, и мы с мамой одни отправились в эвакуацию. Отец нас с большим трудом посадил в поезд, как сейчас помню, это был банный вагон. Мама до этого момента ни одного дня не работала, делать особо ничего не умела, но пришлось всему научиться. Наверное, мы голодали, я не помню, маленький был. Вернулись в Киев только в 47-м, а наш дом на углу Пушкинской и Прорезной разбомбили…

- А рисовать вы когда начали?

- Еще до войны. Когда я малышом шалил, мне давали карандаш и бумагу и я затихал. 

- Давид Янович, а почему вы в начале 90-х, когда все пришло в упадок, не уехали за границу?

- Да боже упаси, я же киевлянин! К тому же в 90-х работа все время была и деньги у меня водились. До этого на студии их никогда не было, платили мало. Но я был так счастлив, что ничего не замечал.

- Но по ресторанам киевским все равно хаживали?

- Хаживал. Самым лучшим рестораном была "Украина" (на территории нынешней гостиницы "Премьер-палас". - Прим. авт.), там подавали прекрасные фаршированные куриные ножки. 

- Браво, маэстро! О, йес!

- А на променад вы куда ходили?

- На Крещатик. Там мы ловили себе барышень. По правой стороне от Бессарабки к центру ходили - как это точнее сказать? - не падшие женщины. Дамочки, которые искали себе кавалеров. А с другой стороны, там где мэрия, там ходили девушки попроще. Но у меня всегда хорошо получалось на подъеме по ул. Ленина (нынешняя Б. Хмельницкого. - Прим. авт.) - я там иногда за день знакомился с десятью девушками. Из них приблизительно семь приходили на свидание, а с тремя вполне мог завязаться роман. Если каждый день да по десять девушек, это же какая тяжелая работа!..

- Какая была ключевая фраза? Как пройти в библиотеку?

- Лучше вообще не задавать вопросов, на которые обязательно последует ответ "нет". И вообще, не "телепаться" сзади или рядом с объектом, а зайти спереди, остановить, смотреть в глаза и без остановки нести какую-то чушь. А у нее глаза туманом подергиваются, и она твоя. Это же охота. 

- Давид Янович, вам в последнее время вручили несколько государственных наград. Вы как к этому относитесь?

- Да никак. Мой друг художник Радна Сахалтуев, когда меня чем-то награждают, говорит: "О, еще одна подушечка" и начинает фантазировать, что я в красивом гробу на лафете пушечном, накрытый знаменем Украины, а впереди восемь генералов несут подушечки с орденами. Мне эта картинка нравится. 

- И напоследок: мудрый совет от Давида Черкасского, который наконец к 80 годам повзрослел.

- Ну, не совсем повзрослел, но совет дать могу. Я помню, работали мы когда-то в Вильнюсе. Я вышел прогуляться по центральной улице: мимо меня прошла шикарная дама, я за ней. Не догнал. Другая прошла, опять не догнал. Потом я остановился, и женщины вдруг пошли все на меня - останавливай любую. Что я и сделал. Но я тогда подумал, что за счастьем лучше не бегать. Нужно просто стать у него на пути - и оно на  тебя обязательно наткнется. 

Фото ukrinform.ua и kinopoisk.ru