Эльдар РЯЗАНОВ: "У Папанова была твердая уверенность в том, что для кино он не годится"
В моем фильме "Человек ниоткуда" состоялся дебют Анатолия Папанова (на тот момент актеру уже исполнилось 40 лет. - Прим. авт.) на киноэкране, - вспоминает режиссер Эльдар Рязанов. - До этого Анатолию Дмитриевичу с кинематографом фатально не везло: его неоднократно приглашали на всевозможные пробы, в том числе и я пробовал его на роль Огурцова в "Карнавальной ночи", но все было тщетно, утвердили Игоря Ильинского.
Папанов всеми этими неудачами был жутко травмирован, до такой степени, что даже стал сторониться кинематографа. У него была твердая уверенность в том, что для кино он не годится, что он не киногеничен. Когда я предложил ему сыграть роль Крохалева в картине "Человек ниоткуда", он уже абсолютно разуверился в себе как в киноартисте и попросту не хотел даром тратить время на кинопробы. Мне пришло приложить много усилий, пытаясь уговорить Папанова, но тот был неприступен: "Я не создан для кино!" Помню, я и упрашивал, и молил, и кричал, и ногами топал. В конце концов буквально за шиворот его удалось вытащить в кинематограф.
В первом же своем фильме "Человек ниоткуда" Анатолий Дмитриевич сыграл сразу четыре роли. В титрах было написано: "Крохалев и ему подобные - Анатолий Папанов". Дебют оказался необычайно удачным и успешным - произошло рождение насыщенного, сочного и яркого сатирического и, как выяснилось потом, драматического киноартиста. После этого Анатолий Папанов создал на киноэкране целую плеяду, галерею бесподобных и интереснейших образов и типов. Потом в судьбе еще не раз пересекались наши пути: и в фильме "Дайте жалобную книгу", где папановский метрдотель - подхалим и хам в одном лице; и в картине "Берегись автомобиля", где недалекий и ограниченный солдафон, спекулянт клубникой и "правдолюбец" были точно сфокусированы и скомпилированы актером в едином персонаже.
Евгений ВЕСНИК: "Нам не хватало рубля для полного счастья"
В Театре сатиры знаменитый актер и режиссер Эраст Павлович Гарин и его замечательная супруга Хесся Александровна ставили мою инсценировку "12 стульев". Анатолий Папанов играл Кису Воробьянинова, а я - Остапа Бендера. На одной из репетиций Папанов говорит мне: "Что-то неважно я себя чувствую, видимо, простыл немного. Боюсь заболеть! Надо бы кого-то в магазин отправить за водочкой, согреться маленько". Послать в магазин - не проблема, но у нас не хватало рубля для полного счастья. У кого одолжить? Иду к Хессе Александровне и получаю желанный целковый. Узнав, на что рубль будет истрачен, она сказала: "Пожалуйста, возьмите меня в компанию, я тоже что-то немного продрогла!" - "Без проблем! Конечно!" По окончании репетиции накрыли стол: емкость с водкой, три стакана и три скромных бутербродика. Папанов скомандовал: "Приглашай!" Привожу Хессю Александровну - хрупкую, перенесшую несколько инфарктов женщину. Представить себе, что она сможет поглощать напиток наравне с нами, было просто немыслимо.
Стаканы наполнены доверху. "Пожалуйста, Хесся Александровна!" - "Какой мой?" - "Любой", - улыбается Анатолий Дмитриевич вместе со мной, и мы ернически переглядываемся. "Ваше здоровье!" - произносит тост Хесся Александровна, мы чокаемся, и она преспокойно выпивает весь стакан!.. "Большое спасибо!" - говорит нам она и, не притронувшись к бутерброду, покидает наше общество. Мы с Толей переглядываемся, но уже обескураженные! И тут Папанов, который, как, впрочем, и я, не успел выпить свою порцию, говорит: "Рубль не отдавай!!!"
|
Михаил ДЕРЖАВИН: "Если бы не репетировать - лучше нашей профессии нет во всем мире"
Помню, мы играли спектакль, который назывался "Последний парад", это пьеса Александра Штейна. Мы там играли моряков. Декорации были такие: разделенная на три части сцена, и герои спектакля имели каждый свой подиум, на котором они выезжали вперед, к оркестровой яме. На одной такой площадочке сидел Борис Кузьмич Новиков, который играл у нас в театре, на второй - Вера Кузьминична Васильева, а на третьей - мы с Анатолием Дмитриевичем. И вот мы сидим с Папановым, и он мне говорит своим неподражаемым голосом: "Миша, смотри, таракан ползет в сторону оркестра!" Я говорю: "Да-а, вижу". В это время на наш подиум дали свет, дирижер Анатолий Кремер взмахнул палочкой, и - таракан пополз в обратную сторону, унося ноги от оркестра. И Папанов говорит: "Ага-а! Испугался Кремера".
А однажды был вот какой случай: в Донецке Александр Ширвиндт, Анатолий Папанов и я шли по улице, ко мне подошел человек и спросил: "Это Папанов?" Я говорю: "Да". И он подошел к нему и говорит: "Анатолий Дмитриевич, вы знаете, я ваш кумир!"
Он очень любил свою профессию, хотя говорил: "Миша, если бы не репетировать и не играть спектакли - лучше нашей профессии нет во всем мире".
Александр ПРОШКИН: "Во время съемок "Холодного лета 53-го..." он предчувствовал свой уход"
Анатолий Дмитриевич - замечательный актер, крупная личность и вообще во всех смыслах крупный Человек, проживший сложную жизнь в своей профессии. Зрителям он запомнился преимущественно своими комедийными ролями, хотя эти роли были не от хорошей жизни, потому что Папанов был человеком незаурядного дарования, а комедийные роли - это была такая, что ли, отдушина, способ спрятаться, чтоб не фальшивить, чтоб не играть всевозможных секретарей райкомов и всякую прочую ерунду.
Когда я предложил ему роль Николая Скоробогатова в моем фильме "Холодное лето 53-го..." - это была его последняя роль в кино, - он согласился сразу, ему было интересно, хотелось сыграть этого персонажа. Думается, прежде всего потому, что он принадлежит к поколению людей, проживших этот период. И хотя непосредственно его самого не коснулись репрессии, но тем не менее рядом люди-то исчезали! Когда подобное лично тебя касается, это ужасно. Это был груз, от которого ему хотелось избавиться.
Папанов был человеком чрезвычайно естественным, достаточно скромным, я бы даже сказал, стеснявшимся своей известности. Съемки проходили в глухой деревне, возле большого озера. И ее жители, когда видели, что едет такси, понимали - едет Папанов. И сразу это озеро оживало, появлялись моторные лодки, к Анатолию Дмитриевичу перлись мужики с бутылками, а у него все это вызывало дикую ярость!
Когда мы в последний съемочный день все сняли, причем съемку закончили рано, Анатолий Дмитриевич говорит: "А вот вы до этого снимали мою могилку (могилу персонажа. - Прим. авт.), покажите мне ее". Я говорю: "Да ну, ерунда! Ну что там? Декорация и декорация!" Но тем не менее мы пошли, посмотрели. Сначала он чего-то ерничал, шутил, а потом я чувствую, что в нем какая-то тень пробежала. Это уже потом, после ухода Анатолия Дмитриевича, я начал предполагать, что он что-то предчувствовал. Но вообще "оттуда" ведь никто не возвращался, поэтому понять и узнать невозможно.
Озвучание картины происходило уже после кончины Анатолия Дмитриевича, озвучивал эту роль ленинградский актер Игорь Ефимов. Он обладал совершенно уникальным даром и не столько копировал голос Папанова, сколько просто вселился в него, в этот образ. На другой картине Игорь Ефимов так же прекрасно озвучил Ефима Захаровича Копеляна, очень точно "отсканировал" его. А голос самого Анатолия Папанова в "Холодном лете 53-го..." звучит только в самом конце, с закадровым текстом: "Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль". Этот голос был записан непосредственно на камеру.
|
5 самых известных фильмов
"Живые и мертвые"
"Бриллиантовая рука"
"Холодное лето 53-го..."
"Служили два товарища"
"12 стульев"
Фото с сайтов moe-online.ru, persony.ru, kinopoisk.ru