15 ноября
Загрузить еще

Александр Роднянский: "Я не верю в мистические версии событий на перевале Дятлова"

Александр Роднянский:
Фото: Фото russianlook.com.

В гибели в 1959 году группы лыжников под руководством Игоря Дятлова винили и инопланетян, и "снежного человека", и советских военных, и природные аномалии.

Свой вариант есть у американского режиссера Ренни Харлина и известного кино- и телепродюсера Александра Роднянского, снявших минувшей зимой художественный фильм "Перевал Дятлова" (в прокат он выйдет в 2013 году). 

"В ЭТОЙ ИСТОРИИ ЕСТЬ ИНСТИНКТ ТАЙНЫ"

- Александр Ефимович, почему именно сейчас возник такой интерес к событиям на перевале Дятлова - ведь, помимо вашего, существует еще один, американский проект на ту же тему?

- Это нормально для медиапространства, когда одни события то забываются на годы, то вдруг начинают говорить только о них. Статьи про историю группы Дятлова ведь постоянно появлялись, а затем уже подтянулись кинематографисты. Я слышал, что есть проекты двух сериалов о перевале Дятлова - художественного и документального. Если говорить о нашем фильме, то мы его уже заканчиваем - так что будем первыми, кто протестирует реальный интерес зрителей к этой истории.

- А вас самого эта история интересовала?

- Впервые я о ней услышал в конце 80-х, когда как режиссер много снимал на Урале. И во время одной из поездок мы, помню, бурно обсуждали версии произошедшего. Тогда мы считали, что всему виной советские военные эксперименты. В этой истории есть и мистическая загадка, и напряжение, и то, что Эйнштейн называл одним из самых будоражащих человеческих инстинктов - "инстинкт тайны". 

- Фильм о перевале Дятлова был вашей продюсерской идеей?

- Нет, мне этот проект предложил режиссер Ренни Харлин. И тут уже одно наложилось на другое - личный интерес к этой истории совпал с моей давней склонностью к работе с хорошими режиссерами и желанием сделать крепкое жанровое кино. Здесь сами события диктуют формат повествования - фильм непременно должен быть триллером. А Ренни - один из лучших жанровых режиссеров, это же тот, кто поставил "Крепкий орешек-2", "Скалолаз" и "Глубокое синее море"! 

Так в реальности выглядели студенты Уральского политеха, погибшие загадочной смертью на перевале в 1959 году (фото вверху). А на фото внизу - актеры и режиссер Ренни Харлин на съемках фильма "Перевал Дятлова" зимой 2011 года.

- В последнее время Харлин, однако, работает на постсоветском пространстве - предыдущий его фильм "Пять дней в августе" про конфликт в Южной Осетии был снят на грузинские деньги.

- Думаю, что как раз во время работы в Грузии Харлин и услышал легенду о перевале Дятлова. И потом не надо забывать, что он не американец, а финн, и ему все, что происходит на постсоветском пространстве, понятно и интересно.

- Но дело в том, что у него в последние годы в Голливуде как раз не очень получается.

- История голливудских режиссеров - это история взлетов и падений. Да, в последние годы его картины собирали не 300 миллионов долларов, а, например, 50. Ренни, на мой взгляд, находится в потрясающей форме, он настоящий профессионал. Он приехал, понимая, что по голливудским меркам будет снимать малобюджетный фильм. А когда дошло до съемок в горах, то нормально пережил отсутствие комфорта. Мне особенно понравилось, что у него все на драйве, он бьется за то, чтобы снять сильную картину.

"МНЕ НРАВИТСЯ ШПИОНСКАЯ ВЕРСИЯ АКУНИНА. НО Я В НЕЕ НЕ ВЕРЮ"

- Какую из версий вы выбрали для объяснения произошедшего на перевале Дятлова?

- Предпочитаю пока не говорить о том, что у нас за версия. Зрители узнают о ней в самом конце фильма.

- Но во время Кинорынка в Сочи вы показали рабочие материалы, из которых многие сделали вывод, что вы сняли кино о нападении на группу студентов неких монстров - примерно как в фильме ужасов "Спуск".

- Это не так. Мы направили ожидания по одному из возможных путей. Развязка окажется куда более интригующей.

- А что происходит в завязке?

- Случай с группой Дятлова хорошо известен в Америке - на эту тему там сняты несколько вполне достойных документальных картин для History Channel, Discovery, других телеканалов. Поэтому неудивительно, что группа американских студентов пишет заявку на получение гранта, который позволил бы им исследовать все обстоятельства и снять об этом документальный фильм. Получив грант, они, вооруженные камерами, отправляются в Россию, чтобы по свидетельствам очевидцев и местных жителей восстановить картину этого таинственного случая. Именно снимаемые группой материалы и становятся основой фильма.

- А вы определились, что же на самом деле произошло зимой 1959 года у подножия Горы мертвецов?

- Ох, это сложная история. Много людей склоняются к эзотерическим объяснениям. Но я, к сожалению, материалист, поэтому эти версии для меня неприемлемы. Наверное, я все-таки за объяснение, которое было популярно в конце 80-х, - некий советский военный эксперимент. Хотя я понимаю, что и в этой теории концы с концами не всегда сходятся.

- А как вам версия событий, изложенная Борисом Акуниным, в которой во всем виноваты американские шпионы?

- Да, мне она тоже нравится, я о ней читал и раньше. Хотя это объяснение мне и не близко, оно имеет право на жизнь. Вокруг этой истории огромное количество версий,  ни одна из которых не учитывает всех деталей, так что каждая имеет право на существование. Мы, кстати, внутри съемочной группы часто говорили о шпионской версии - но и Ренни тоже не оказался ее сторонником.

- Пока не объявлен полный актерский состав фильма. Задействованы ли в нем известные актеры?

- Сам жанр картины не подразумевает наличия звезд. Это так называемый found footage horror (фильм ужасов в псевдодокументальном жанре. - Ред.), в центре сюжета которого видеоматериалы, снятые якобы участниками событий. В такой же манере снята, например, "Ведьма из Блэр". Но в силу того, что со времен "Ведьмы" уровень любительской техники шагнул далеко вперед, выглядит все гораздо более впечатляюще.