Сам Сергей Жадан предпочитает остаться в истории не из-за драк в прямых эфирах, политических провокаций или порнографии в книгах. Однако еще свежи в памяти истории о том, как сам президент Леонид Кучма публично взъелся на молодого писателя за его малотиражный журнал "Гигиена", как его роман Anarchy in the UKR запретили выпускать еще до окончания написания или как Жадан яростно требовал у министра образования заменить свои стихи в классической школьной программе.
"ЗНАЛ БЫ МАРАДОНА ОБ УКРАИНЕ, У МЕНЯ МОГЛИ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ"
- Когда появляется новый литератор, ему, чтобы донести даже самую светлую мысль, сначала нужно обратить на себя внимание. Какие методы пиара вы используете, а от каких предпочли бы отказаться?
- Лет двадцать назад, когда я был молодым поэтом, мы с коллегами только тем и занимались, что пытались обратить на себя внимание с помощью всяческих перформансов, акций, экстремального искусства. Нам было страшно обидно, что мы пишем, как нам тогда казалось, гениальные вещи, а на наши вечера приходит по пять-десять человек. А потом жизнь показала, что если ты хочешь, чтоб тебя читали, то все, что надо делать, - это только хорошо писать. Все остальное очень быстро забывается.
- То, что делает Олесь Бузина, - это тоже часть новейшей истории украинской литературы или фарисейство, которое забудется?
- Я не готов критиковать и обсуждать Олеся Бузину, во-первых, он - мой коллега по цеху, во-вторых, я его очень мало читал. Можно, конечно, подключиться к хору украинской интеллигенции и осудить его за то, что он оскверняет образ Тараса Шевченко, но, к сожалению, как раз это нашумевшее произведение Бузины "Вурдалак Тарас Шевченко" я не читал.
- Неужели было не интересно?
- Было интересно, но я не делал этого, чтобы, когда мне зададут вопрос о его творчестве, ответить: "А я не читал!" (улыбается).
- Бывали ли у вас когда-либо проблемы с использованием в текстах имен известных личностей или торговых марок?
- У меня есть книга под названием "Марадона". Если бы Диего Марадона знал о существовании Украины и о том, что здесь о нем написали книгу, у меня могли бы быть проблемы. Но на самом деле литературный текст не является настолько публичным, востребованным и резонансным, чтобы на нем можно было зарабатывать деньги за счет судовых исков.
"ЖАРГОНИЗМЫ И СУРЖИК ФОРМИРУЮТ ЖИВОЙ ЯЗЫК"
- Разные министры образования то включают современных украинских писателей вроде вас в школьную программу, то исключают…
- Мне не нравится, ни когда включают писателя в программу, ни когда исключают. Когда включают, не согласовывают это с автором. Например, из моего творчества взяли как раз те стихи, которые я бы лично не давал. А когда исключают, тут уже срабатывает чувство собственного достоинства - как, неужели я не достоин быть в школьной программе? При прошлом президенте я даже пытался судиться с Министерством образования, требовал исключить некоторые мои произведения из программы. Мне отвечали, мол, ваши стихи нам и самим не нравятся, но это не ваше и не наше дело - решать, что войдет в образовательную программу. В итоге эти разбирательства закончились с приходом нового министра образования, который сказал, что всех живых писателей он из программы исключит. Но, насколько я знаю, исключили также Толстого, Достоевского, а вместо этого ввели Сергея Лукьяненко.
- По каким параметрам можно определить, достоин ли писатель того, чтобы его изучало молодое поколение?
- Для начала писатель должен умереть, тут я с нашим министром образования согласен. А если слишком долго не умирает, то можно ему помочь (смеется). Хотя, например, Маркеса можно включать уже сейчас, когда он еще жив.
- Современные украинские писатели часто используют мат в своих произведениях. Как вы к этому относитесь?
- Основное задание писателя - быть правдивым. Если нецензурная лексика помогает достовернее фиксировать реальность, значит, она нужна. Украинский литературный язык продолжает создаваться и развивается. Ограничивать себя каноническим литературным языком - значит консервировать этот язык. Употребление жаргонизмов, суржика является частью процесса формирования языка как живого организма. Если маты стилистически оправданны в тексте, они могут иметь место. Это же не писатели учат читателей материться, а, скорее, наоборот.
- Могли бы вы отказаться от Шевченковской премии и ее солидного денежного эквивалента по примеру вашего коллеги Василия Шкляра?
- Мог бы, если бы мне кто-нибудь ее предложил (смеется). На самом деле к этой премии, как и к любому сотрудничеству писателей с государством, я отношусь очень настороженно.
Фото с личной странички Сергея Жадана в Фейсбуке.
Топ-3 самых популярных книг
"Депеш мод"
"Anarchy in the UKR"
"Красный Элвис"
СПРАВКА "КП"
Сергей Жадан родился в 1974 году в Старобельске Луганской области. В 1996 году окончил Харьковский педагогический университет имени Сковороды, кандидат филологических наук. С 2000 до 2004 года - преподаватель кафедры украинской и мировой литературы ХНПУ. Переводит поэзию с немецкого, английского, белорусского, русского языков.
Живет и работает в Харькове. Регулярно выступает со своими произведениями в различных городах Украины и Западной Европы, в том числе в сопровождении украинских музыкантов - группы "Собаки в Космосе" В 2008 году Жадан и "Собаки" выпустили совместный альбом "Спортивний клуб армії": чтение Жаданом собственных стихов под аккомпанемент музыкантов.