28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Несостоявшийся проект на Патриарших: примус и Булгаков на поломанной лавке

Несостоявшийся проект на Патриарших: примус и Булгаков на поломанной лавке
Фото: Скульптор Рукавишников рядом с 7-тонной машиной Воланда.
15 лет назад в Москве хотели было поставить ему памятник - но, странное дело, до сих пор в столице нет ему места. Почему?
 
Прогуливаясь по Москве, где-то в районе Старого Арбата, можно случайно наткнуться на забавный дворик: сквозь прутья забора виден 7-метровый диковинный автомобиль, за рулем которого - громадный грач, а где-то рядом - влюбленная парочка под бронзовым плащом... Между прочим, это и есть Мастер с Маргаритой. Да и автомобиль непростой - на машине Воланда влюбленные умчатся в небеса в финале романа Булгакова. И сам писатель тоже тут - на поломанной скамеечке...
 
Рассматривать их необязательно через ограду - калитка во дворик мастерской Александра Рукавишникова на Большой Молчановке днем открыта: интересно - заходи. А что, действительно любопытно - столько шума было вокруг этих скульптур…
 
15 лет назад российский Минкульт провел конкурс, а столичная мэрия отвела победившему проекту вроде бы резонное место - у Патриарших прудов. Речь шла о целом ансамбле: над архитектурной его частью колдовали Андрей Шаров и Александр Кузьмин, над скульптурной - команда Рукавишникова. Но… возбудились тогдашние депутаты Мосгордумы, мобилизовали "общественность", подключили авторитетных деятелей культуры: кто ж не поднимется под лозунгом сохранения девственности "старых уголков Москвы"? Те же депутаты прежде протестовали против бюстов Виктора Гюго, Данте Алигьери и памятника Ивану Сурикову - но все они были установлены. А тут - сработало.
 
Сама задумка, впрочем, давала повод для кривотолков. Главным камнем преткновения стал 12-метровый примус, который по задумке должен был венчать композицию, - его признали сразу дьявольщиной. Распустили слухи, что пруд осушат, а если не осушат, то под ним все равно выроют парковку... В общем, скульптор Рукавишников попятился: не будет, мол, примуса.
Тот самый примус, из-за которого разгорелся сыр-бор.
Но и без примуса решили от греха подальше проект на Патриарших свернуть. Подумали-подумали и нашли место на Воробьевых горах: они тоже фигурируют в романе. Но рядом оказался Андреевский монастырь - и "оскорбленные чувства верующих" опять победили.
Короче говоря, с тех пор памятники Булгакову и его героям лежат у скульптора во дворе. Самого скульптора крикуны не очень-то пытались выслушать. Вот и спрашиваю его теперь: в чем все-таки была задумка?
 
- Не могу, как автор, говорить о скульптуре, но архитектурный проект был шедевром, - вздыхает Рукавишников. - Например, пандус, по которому должны были съезжать инвалиды к нижнему уровню, представлял собой кухонный шкаф. Ограждение пруда разрывалось на месте, где по роману погиб Берлиоз, - кусок трамвайных рельсов и его голова...
 
- А зачем вам нужен был зло­счастный 12-метровый примус?
 
- Этот примус как символ эпохи был придуман, чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы, чтобы туда попрятать всех чертей, Азазелло и компанию. Вечером примус подсвечивался бы оранжевым светом изнутри… Но примус ушел, его нет и не будет. Вместо него попросили сделать машину с грачом. Потом отказались и от нее…
 
- У вас и без примуса с машиной хватало всевозможных штучек...
 
- Памятник, как и роман, состоит из трех основных линий. Это Иисус Христос (Иешуа), Понтий Пилат с собакой - библейская линия. Потусторонние силы в виде всей воландовской компании. И москвичи - в лице самого Булгакова. Иешуа должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром около 10 метров не замерзал бы даже зимой, от пара деревья покрывались бы инеем - сказочная атмосфера. Искусственную луну имитировал прожектор, врезанный в газон…
 
- Макет вашего Булгакова стоит в музее на Большой Садовой. Почему под ним поломанная лавка?
 
- Булгаков был денди, но фигура хорошо одетого человека не передавала бы эпоху, поэтому лавку решили частично разломать - в парках такое случается. Булгаков на лавочке (под него даже подготовили место, которое сейчас пустует) смотрел в спину Иешуа: "Бог впереди, а я в пути".
 
- Часть скульптур - у вас во дворе мастерской на Большой Молчанковке, а где сейчас остальные?
 
- Почти все хранятся в моих мастерских в Солнечногорске. А во дворике еще год назад стояли и Коровьев с Бегемотом - но работники булгаковского дома на Большой Садовой уговорили меня отдать их на время, чтобы хоть что-то люди видели…
- Так люди же как раз видеть ничего не хотели!
 
- Тогда разбросали, например, листовки с карикатурами, изображавшими стоянку машин вместо пруда с 70-метровым примусом, сидящим сверху сатаной и призывами "Хотите ли вы такое?". Я бы тоже под таким подписался. Кто-то протестовал искренне, кому-то приплачивали, дежуришь ночью с машиной - 100 долларов, без машины - 50...
 
- А все-таки где, по-вашему, должен был бы стоять памятник?
 
- Не мы же изначально выбирали Патриаршие. Наивные люди обвиняли нас, мне звонили многие артисты... Но мы всего лишь выиграли конкурс, объявленный на это место. По мне, так идеально, если бы он стоял на природе у какого-нибудь озера. Нужна вода и два уровня, чтобы соблюсти все, что было. И чтобы это была Москва, потому что в романе речь идет о ней.
 
- Ну и что, по-вашему, ждет памятник?
 
- Мне уже не раз предлагали приобрести памятник. Но продавать я права не имею... Другого памятника в Москве не будет, потому что мы выиграли конкурс на его установку. Да и нашего памятника полноценного уже не будет... Чиновники что-то обещают. Я за все эти годы устал от этого. Не знаю, мог бы кто-то отдать Булгакову больше сил, чем я?
 
МЕЖДУ ПРОЧИМ
 
Работы скульптора Александра Рукавишникова хорошо известны многим москвичам. Перед цирком на Цветном бульваре стоит его Юрий Никулин в автомобиле. На Ваганьковском кладбище - памятник Высоцкому. Около Ленинки - памятник Достоевскому… А после скандала с "примусом на Патриарших", по словам самого скульптора, его завалили заказами японцы, китайцы, корейцы: всем почему-то захотелось обзавестись своими бронзовыми примусами.