Загрузить еще

"Матча смерти" на самом деле не было

Фото: В фильме Трусевича сыграл Сергей Безруков. Фото из архива КП

1 мая на экраны вышел фильм "Матч", основанный на советской легенде о "матче смерти" в оккупированном Киеве. Наверное, не было в СССР человека, который не слышал бы истории о том, как гитлеровцы, собрав оказавшихся в оккупации игроков киевского "Динамо", заставили их играть с командой из солдат и офицеров люфтваффе, заранее оговорив поражение хозяев. Но динамовцы проявили характер и победили, за что прямо на стадионе были расстреляны. История ходила из уст в уста, показывая величие духа советских спортсменов.

Полвека назад миф постепенно начал канонизироваться. Об этом без особых переживаний на тему соответствия исторической правде был снят фильм "Третий тайм" с Леонидом Куравлевым и Глебом Стриженовым. На стадионе в Киеве поставили памятник, а некоторых из игроков наградили посмертно.

http://kp.ru/f/4/image/86/85/538586.jpg

http://kp.ru/f/4/image/86/85/538586.jpg

Так выглядел расстрелянный впоследствии голкипер Трусевич.

Когда к 70-летию киевской истории начались съемки фильма "Матч" с фронтменом Сергеем Безруковым, отмахнуться от "правды жизни" было уже сложнее. Так что же на самом деле случилось в Киеве в 1942 году?

Совершенно однозначно не было никакого расстрела за отказ проиграть. И вообще, как показали несколько проведенных расследований, футбол и расстрел нескольких игроков команды - две разные истории, скорее всего, никак между собой не связанные. В 1942 году в политических целях и для создания в обществе позитивного настроения немцы попытались возобновить чемпионат Киева по футболу, а заодно провести серию матчей с участием армейских команд, набранных в частях вермахта.

В соперники немцам была собрана команда под нейтральным названием "Старт", вовсе не состоявшая исключительно из киевских динамовцев. Игроками "Динамо" были всего трое: вратарь Трусевич, защитники Клименко и Комаров. Еще четверо играли до войны за киевский "Локомотив", один - за одесский "Спартак", трое - за любительский киевский "Рот Фронт". Более того, "Старт" не был единственной командой, составленной из бывших спортсменов и игравшей с оккупантами.

До того самого "матча смерти" "Старт" провел семь поединков с разными соперниками и во всех крупно победил. Были биты и сборная венгерских частей, и немецких артиллеристов, и немецких железнодорожных частей, и, собственно, сам "Флакельф", то есть сборная зенитчиков.

И то, что стало известно как "матч смерти", было матчем-реваншем с "Флакельфом". И его "Старт" тоже выиграл - 5:3. После этого киевский городской комиссар запретил встречи украинских и немецких команд, но "Старт" все равно сыграл еще раз - против украинского "Руха" - и выиграл 8:0.

Через два дня после игры с "Рухом" и через 9 дней после "матча смерти" начались аресты. Девятерых футболистов, работавших на хлебозаводе, забрали в гестапо. Убедительной версии "за что?" до сих пор нет. Одни говорили, что произошла кража муки, и подозревали чернорабочих-футболистов. Другие - что немцы решили арестовать причастных к обществу "Динамо", а значит, и к НКВД. Третьи - что попросту поступил донос.

Дальше судьбы игроков сложились по-разному. Алексадр Ткаченко погиб при попытке к бегству осенью 1942 года, Николай Коротких, единственный действительно служивший в НКВД, скончался на допросе. Остальных отправили в Сырецкий ­концлагерь, где использовали для работ в выездных бригадах в Киеве. После одного из таких выездов Трусевича, Кузьменко и Клименко расстреляли. По одной из версий, рабочие бригады вступили в конфликт с охранниками, поэтому казнили каждого третьего. Всего в тот раз по приказу начальника лагеря расстреляли больше 40 человек. По другой - кто-то из бригады ударил конвойную собаку, и это расценили как бунт. Как бы то ни было, к матчу гибель футболистов отношения уже не имела.

Это фото сделано после одного из матчей: игроки "Старта" (в темном) с соперниками из немецкой команды.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

В футбол играли по обе стороны линии фронта Футбольный историк Владимир Рясинский:

- "Матч смерти" - один из примеров советского мифа, основывающегося на историческом событии, но не следующего ему во всем. Когда советским людям говорили, что футбол не прекращался даже во время войны, им обычно приводили примеры "с нашей стороны". Рассказывали о матче в блокадном Ленинграде, о визите московского "Спартака" в только что освобожденный Сталинград и игре в полностью разрушенном городе. Но никогда не говорили о том, что и по другую сторону линии фронта футбол активно использовался, чтобы показать населению: все в порядке, жизнь продолжается, даже мяч можно гонять.

Немцы не только в Киеве играли в футбол с местными командами. Во многих крупных оккупированных городах в первый-второй год войны было что-то подобное. И даже киевский "матч смерти" не уникален. Схожая история, когда несколько футболистов, игравших против немецких солдат и офицеров, потом погибли, случилась в Мариуполе, но она просто не столь широко известна публике.