В начале апреля ведущие эксперты PR-индустрии постсоветского пространства и стран дальнего зарубежья собрались в Пуще-Водице под Киевом на традиционный международный профессиональный форум. В текущем году фестиваль связей с общественностью был особенным не только из-за своей юбилейности, но и по причине особого формата проведения. Эффективное использование современных средств связи не только позволило высказаться удаленным докладчикам благодаря прямым видео-включениям из разных стран, но и сделало возможным заочное участие в мероприятии большого числа экспертов при помощи непрерывной Интернет-трансляции заседаний профессионального форума. Кроме того, организаторам удалось собрать под одной крышей ведущих специалистов различных PR-направлений, что сделало фестиваль одним из самых представительных за всю историю его существования. Безусловно, он претендует на звание самого ожидаемого отраслевого события 2012 года. И в отношении Х Международного PR-фестиваля можно смело говорить: все ожидания оправдались.
Интернет безальтернативен?
Свою встречу эксперты по связям с общественностью начали с обсуждения тенденций развития глобального информационного пространства. Базовой темой стало необходимость отрасли перестраиваться под новые реалии в связи с развитием Интернета. Тон дискуссии задала Коллет Балу, основатель и президент британского агентства Balou PR, которое в свое время занималось продвижением Facebookв европейских странах. "Количество печатных СМИ сокращается, уменьшается количество ежегодно издаваемых журналов, закрываются местные газеты. Печатные СМИ интегрируются с Интернет-изданиями или полностью переходят на Интернет-версии. Растет спрос на интерактивный контент, а также контент в режиме реального времени", - констатировала она.
Схожего мнения придерживается и Алексей Семенов, продюсер первой в мире социальной телевизионной сети Say.tv. Он рассказал участникам фестиваля о том, как многочисленные эксперты безуспешно пытались найти формат, при котором можно было бы объединить телевизионную и Интернет аудиторию. Это удалось украинским специалистам, которые в Say.tv смогли создать интерактивное телевидение, открывающее перед PR-индустрией новые горизонты. У создателей проекта далеко идущие планы вплоть до организации выдачи в эфир онлайнового видеопотока с мобильного телефона.
Тамара Бабакова, главный редактор проекта Фокус.ua, обратила внимание присутствующих на то, что меняется не только формат передачи и получения информации, но и требования к ней. Ее презентация под эпатажным названием "Сиськи, котики, лук, винтаж" вызвала бурную реакцию в зале. "Какую новость больше всего "шэрили" на этой неделе? Шокирующий фильм о Лукьяновском СИЗО? Решение НАТО о вступлении Грузии? Потеря доверия к Януковичу? Нет! Новость о том, что в Германии кот, пропавший 16 лет назад, вернулся к хозяйке!", - шокировала слушателей Тамара Бабакова. Эксперт уверена, что достучаться до этой аудитории и не сойти при этом с ума – возможно. Главное – разговаривать на ее же языке.
Где место пиарщика?
Еще в самом начале работы фестиваля Кристианс Розенвалдс, один из ведущих латвийских PR-экспертов, заявил: "Что касается социальных сетей – я не буду говорить о них, так как о них будут говорить все". Он оказался прав: многие специалисты какую-то часть своих докладов посвящали теме продвижения брендов на порталах типа Facebook, Twitter, ВКонтакте и пр.
В частности, свои рекомендации по продвижению в социальных сетях дали эксперты юридической компании "Ильяшев и Партнеры" - Рита Розен и Александр Фефелов. "До того, как инвестировать средства и время на продвижение в соцсетях, нужно помнить: без личного участия работа в сети не возможна; пользователи соцсетей не приемлют вторжения в личную жизнь корпоративного пиара; правильный формат общения в соцсетях - личностный, когда представитель/сотрудник фирмы создает информационные поводы, способствующие живой дискуссии", - подчеркнули представители ЮК "Ильяшев и Партнеры". Немало внимания они также уделили рекомендациям по совместной работе пиарщика и других специалистов в коммерческой организации.
О роли PR в системе организационных связей участники фестиваля говорили достаточно долго. Этой теме был выделен целый блок выступлений, в рамках которого с докладами выступили не только представители бизнеса, но и пиарщики государственных структур (в частности, Сергей Шумихин, заместитель начальника Управления организации информационной работы и связей с общественностью Национального Банка Украины).
Однако наиболее острая дискуссия развернулась после того, как участников поделили на тех, кто представляет аутсорсинговые PR-агентства, и на тех, кто работает пиарщиком внутри клиентской компании. Им предложили ответить на ряд достаточно острых вопросов, а также поставить точку в ряде наболевших проблем взаимоотношений друг с другом. "Ковбои против пришельцев и Чужой против Хищника - это детский лепет по сравнению с извечным противостоянием представителей аутсорсинговых агентств и внутренних пиарщиков из клиентских компаний. За годы этого противостояния у каждой из сторон накипело достаточно много вопросов друг к другу. Предлагаю "спустить" пар откровенного разговора", - начал обсуждение ведущий импровизированного "боя" Дмитрий Гончаров, консультант BPT OFFSHORE FORTRESS (BPT-GROUP, Украина - Великобритания). Диалог получился действительно очень напряженным. Были вопросы о непрозрачном ценообразовании агентств и о фальсификационных тендерах под эгидой внутренних пиарщиков, об откатах и об оценке эффективности PR-работы. Возможно, беседа бы закончилась на высоких тонах, если бы не Елена Деревянко, которая не только возглавляет агентство полного цикла PR-Service, но и фактически выполняет роль внутреннего пиарщика крупной отечественной бизнес-группы. "Пиарщику от клиентской компании приходится очень нелегко, уж поверьте мне", - обратилась она к своим коллегам по дискуссии, защищая оппонентов.
Народ не верит власти?
Большая часть второго дня Х Международного PR-фестиваля была посвящена политическим технологиям. На такой ход организаторы мероприятия пошли сознательно не только из-за приближающейся парламентской избирательной кампании, а еще и по причине присутствия на фестивале идеологов и PR-консультантов практически всех основных политических сил, которые будут участвовать в грядущей гонке. О том, насколько удалось докладчикам повлиять на этические принципы работы таких экспертов – мы узнаем только осенью. Пока же специалисты в целом поговорили о том, какой должна быть предвыборная борьба и о том, какой она на самом деле будет.
Наибольшую концентрацию мнений удалось получить в ходе заседания экспертного круглого стола на тему "Мажоритарка: Камо грядеши или Политические коммуникации в условиях нарастания протестных настроений". Его модератором стал культовый журналист и телеведущий Андрей Куликов (ICTV). Он поговорил со специалистами, представляющими как депутатский корпус, так и "тружеников политпиара", на тему снижения в Украине уровня доверия к власти и росту протестных настроений. Данные господина Куликова подтвердили и украинские социологи. "Низкое доверие не только к власти, но и к оппозиции и к общественным организациям может привести к социальной апатии, снижению удовлетворенности жизнью и различным асоциальным явлениям", - ознакомили участников с результатами социологических исследований представители КМИС Владимир Паниотто и Наталья Харченко.
О схожести и различиях ситуации в Украине и соседней России поведал Игорь Минтусов, вице-президент по GR Российской ассоциации связей с общественностью и один из гуру политического консультирования на территории СНГ. По его словам, результатом десятилетней политической монополии в РФ стали обесценивание института выборов, уменьшение средней явки, а также снижение доверия к результатам выборов (начало 2000-х – 70 %, декабрь 2011 – 45 %). Такое положение дел привело к кардинальной смене парадигмы. Новое время, которое в политике Игорь Минтусов окрестил "болотными десятыми", характеризуется рекордно низкими рейтингами партии власти и массовыми протестами. И эти протесты уже имеют реальные последствия: так, на выборах мэра в г. Ярославль во втором туре 1 апреля 2012 года победил самовыдвиженец Евгений Урлашов, консолидированно поддержанный оппозицией и наблюдателями из нескольких городов РФ.
Включите Украину!
В политическом блоке дискуссии много говорилось и о международном имидже Украины. К сожалению, многие эксперты (и отечественные, и иностранные) констатировали тот факт, что Украина не использовала те репутационные возможности, которые ей сулили подготовка и проведение Евро-2012. В частности, Энди Гундер, директор Украинского Института в Лондоне, в ходе видео-включения из Великобритании перечислил несколько основ восприятия нашей страны за рубежом: "Спортивные успехи и … неудачи: братья Кличко – один из ведущих украинских брендов; воспоминания о Шеве в "Челси"; Евро-2012 – сборная Англии будет жить в Польше". Эксперт также вспомнил скандал об убийстве бездомных животных в преддверии футбольного праздника, а также недавнее расследование британского таблоида "The Sun" о том, как украинские проститутки будут повышать цены на свои услуги во время Евро-2012.
Очень живо в этой связи аудитория отреагировала на выступление Дениса Богуша, президента Bohush Communication. "Ролики имиджа Украины показали, что у нас включают свет, только когда приезжают туристы - включают Украину", - обратил внимание эксперт.
Продвигая – развлекай!
В завершении профессионального форума эксперты обсудили роль событийной коммуникации в современной PR-индустрии. Особое место среди докладчиков заняла Светлана Лобко, президент Ассоциации ивенторов Украины, приведшая в качестве примера данные социологических исследований участников рынка. "Среди ивент-агентств в 3 раза выросло количество компаний, работающих на частном сегменте; бизнес-сегмент, соответственно, уменьшился в 3 раза", - подчеркнула она. По данным Ассоциации ивенторов, каждый третий представитель сегмента считает, что объем рынка в 2012 году сохранится на прежнем уровне, а каждый четвертый инвентор, напротив, уверен, что рынок вырастет на 10-20%. Эксперт акцентировала внимание на том, что среди последних трендов ивент-отрасли – нацеленность на общественную пользу, семейные ценности и традиции.
О традициях говорил и Дмитрий Олтаржевский, PR-директор компании Global Spirits (ТМ "Хортица", "Шустов", "Ореанда"). Вниманием аудитории он завладел еще на этапе оглашения темы доклада, которая звучала, как "Назад, в офф-лайн? или Когда потребителям не хватает реальных эмоций". Специалист не отрицает важности работы в Интернете. Но он уверен в существовании и обратной стороны медали. "При повальном увлечении виртуальной реальностью нам не хватает обычного человеческого общения, реальных эмоций, возможности ощущать окружающий мир не только через экран IPad, а "вживую", без посредничества гаджетов", - считает Дмитрий Олтаржевский.
Согласен с первоочередной важностью живых эмоций и Сергей Чуев, председатель правления Союза дизайнеров Украины. В своем докладе под названием "Любовный треугольник: PR-специалист – дизайнер – потребитель" он несколько раз акцентировал внимание на том, что именно эмоции объединяют всех участников процесса. "Эмоция - это первое, что получает потребитель. Эмоция - это то, что траслирует дизайн. Эмоция - это то, что траслирует PR. Значит, мы делаем одно дело, но разными способами!", - сказал он.
Вместо итогов
К слову говоря, Х Международный PR-фестиваль как раз сумел подарить настоящие живые эмоции всем участникам, несмотря на то, что большая часть из них, сами управляя чувствами и настроениями общества, сложно поддается удивлению и восхищению.
Полезность и увлекательность прошедшего мероприятия стали его базовыми атрибутами. Но все это не стало бы возможным без поддержки десятков неравнодушных компаний. В частности, международными партнерами выступили The International Institute for Quality in Public Relations и Институт общественных связей (Беларусь). Организацию события обеспечило Агентство PR-Service. Видеоконференцсвязь стала возможной благодаря компании TrueConf Ukraine. Помощь в организации диалога с иностранными докладчиками оказал Международный центр образования и перевода "Ukraina-Svit". Генеральным медиапартнером стал "Украинский медиа холдинг". Также значительную информационную поддержку оказал журнал "Публичные люди". Генеральным телевизионным партнером выступил UBR - "Український бізнес ресурс" (ESGroup). Генеральным интернет партнером стало агентство "РБК-Україна". Абсолютный партнер фестиваля – бренд "Хортиця". Водный партнер фестиваля – торговая марка "Моршинська".
"Мы хотим сказать спасибо всем участникам – за их преданность общему делу, всем докладчикам – за новые знания и впечатления, партнерам – за то, что они у нас есть, волонтерам – за их помощь и поддержку. В общем, всем, для кого два фестивальных дня и несколько месяцев подготовки к этому событию стали важной частью их жизни. И нашей тоже! Большое всем спасибо! Надеемся, что и в следующем году фестивальная команда будет такой же сплоченной, а участники – такими же увлеченными и интересными. Тем более, что мы уже начинаем подготовку Фестиваля-2013 и готовы принять "на борт" всех неравнодушных коллег, которым интересен наш проект. Присоединяйтесь!", - подчеркнула Елена Деревянко.