Пятого апреля на экраны выходит приключенческий фильм "Шпион". Лента снята по роману Бориса Акунина "Шпионский роман". Сюжет переносит зрителей в весну 1941 года. В центре Москвы разворачивается напряженный поединок двух разведок. Цель тайной операции нацистов - дезинформировать Сталина о планах нападения Германии на Советский Союз. Старший майор Октябрьский (Федор Бондарчук) и лейтенант Дорин (Данила Козловский) выступят против асов фашистского шпионажа.
- Федор, любите ли вы детективы и шпионские истории? И как относитесь к творчеству Бориса Акунина?
- Акунина я прочитал всего - он прекрасен и велик! "Шпионский роман" появился в моей жизни лет пять тому назад, когда позвонил Никита Михалков и сказал: "Прочитай "Шпионский роман", посмотри его на предмет Октябрьского". Так я его тогда не то что прочитал, а просто сожрал за несколько часов. Книга невероятно увлекательная: совершенная в жанре, фантастическая по темпу и напряжению.
- И, конечно, вы с самого начала никем, кроме как Октябрьским, себя не представляли?
- Ну там же такие очевидные признаки: лысый и усатый… (Смеется.) Еще мой персонаж привлекает тем, что Родину любит. Для меня это важно. В его биографии достаточно загадок. У Акунина все романы такие, во всем есть скрытые смыслы: например, фамилия Октябрьский - это знак. До революции 1917-го он носил фамилию Романов, и это тоже знак!
- Скажите, а вы играли какого персонажа - положительного или отрицательного?
- Он однозначно положительный. Ведь он свято верит в торжество справедливости! И свято пытается выполнить свой долг - предупредить о том, что война вот-вот начнется. Еще одна из его интересных черт - аскетизм. У нас в фильме даже нет квартиры Октябрьского. В книге он живет в доме на Набережной, там у него есть только табуретка, жесткая кровать, шкаф, два костюма и бритвенные принадлежности. Вот такой персонаж, при этом холеный мужчина. Я знаю таких. Они существуют в реальности - военные офицеры. У них всегда до блеска начищенные сапоги и идеально сидящий мундир. Так что легко могу представить себе Октябрьского, ночью стирающего и занятого глажкой.
- Режиссер фильма Алексей Андрианов говорит, что роль Октябрьского - это необычная для вас роль…
- Такой роли у меня еще не было, в ней есть наивность и безумие от дела. Он ведь даже ходит по-другому, этот Октябрьский! И я вместе с ним. В этих галифе чувствуешь себя совершенно иначе! А все эти подтяжки, перчатки, фуражки, кожаный пиджак, сапоги! Все это тебя меняет, невольно даже двигаться начинаешь по-другому. А эти его усы? Они тянут тебя к полу. Не говоря уже о том, что в современном мире жить с такими усами - это постоянно подвергаться насмешкам. С этими усами я на себя не мог в зеркало смотреть. Но как только одевал костюм Октябрьского, все само по себе начинало складываться, взгляд становился другим.
Одна съемка была особенная, я бы даже сказал, магическая история у меня с ней связана. Мы снимали эпизод, как Октябрьский танцует с потрясающей женщиной, звездой советского кино, танго в ресторане, а я надорвал спину, и меня напичкали какими-то болеутоляющими. И вот танцую я и понимаю, что мир вокруг меня каким-то удивительным образом - то ли благодаря усилию художников-постановщиков, то ли под действием всех этих лекарств - начинает трансформироваться: я реально ощущал запах "Шипра" на стоящих вокруг офицерах и "Красной Москвы" на девушках. Это было удивительное погружение в другое время. Помню, я даже ощущал особый привкус во рту от газовых горелок в коммуналке. И еще, самое важное, что я хочу сказать: мы в "Шпионе" все сделали "по чесноку". Все на сто процентов. Говорят, выше головы не прыгнешь? Так вот мы прыгали.