18 ноября
Загрузить еще

Сотрудники музея Булгакова - о сериале "Белая гвардия": Не уверены, что Михаил Афанасьевич 
оценил бы этот фильм

Сотрудники музея Булгакова - о сериале
Фото: В музее рассказывают: актеры во время съемок заходили к ним погреться. И выглядели измученными.

Анатолий Кончаковский - первый директор музея Булгакова - мог бы сыграть Воланда: пронзительный взгляд, резкие черты лица, загадочная улыбка. А вот на роль кого из персонажей "Белой гвардии" он подходит, сказать затрудняюсь.

- Режиссерскую версию сценария Снежкин (режиссер сериала. - Авт.) так и не дал мне, хотя и обещал, - рассказывает Кончаковский. - Но выдержки из сценария с репликами просмотреть удалось. Не понравилось ни мне, ни нашим сотрудникам. Потому что не по роману сделан сюжет. Посмотрев фильм, я убедился в своих предположениях: большие искажения. Он сделан скорее по мотивам произведений Булгакова, а не конкретно по "Белой гвардии". Не уверен, что Михаил Афанасьевич оценил бы такой подход.

Первый директор музея Булгакова Анатолий Кончаковский.

Возле музея Булгакова съемки шли несколько дней. Снимались в основном масштабные сцены, массовки. Перед началом работы создатели фильма просили отснять несколько сцен непосредственно внутри домика, но получили отказ.

- Все комнаты маленькие, здесь даже аппаратура не поместилась бы, - объясняет Кончаковский. - Актеры заходили к нам погреться, мы поили их чаем. Пореченков, Хабенский, помню, забегали. Они были молчаливые, уставшие.

На площадку, оборудованную на Андреевском спуске, актеры приезжали уже в гриме и костюмах. Привезли много реквизита. Среди прочего - навес с колоннами над крыльцом бокового входа в музей и лестницу во дворике. Оставили это музею на память о съемках.

 

 

- Больше не дарили ничего, - разводят руками сотрудники. - И по съемкам с нами не советовались, все делали самостоятельно… А ведь мы могли бы что-то подсказать.

Как считают в музее Булгакова, из Константина Хабенского получился отличный Алексей Турбин:

- Он играл именно в том ключе, в котором написан роман "Белая гвардия". И сильно сделана болезнь Алексея. Хабенский показал себя настоящим трагиком. И Федор Бондарчук, сыгравший Шполянского, тоже на своем месте. Он хорошо вылепил образ. Крепкий человек, который знает, за что бороться, что за ним правда.

Анатолию Кончаковскому понравилось и то, как сыграла Елену Ксения Раппопорт. Хотя саму Турбину директор музея Булгакова представлял другой:

- Сыграла она прекрасно (мне кажется, молитва Елены особенно сильная сцена), но лично я представлял Турбину немного другой. Более нежной что ли… Более юной. А вот Шервинский (его играет Евгений Дятлов. - Авт.), по-моему, статичен. Как-то не очень веришь ему, когда он объясняется в любви Елене.

Андреевский спуск в Киеве снова выглядит, как в 1918-м. Но уже по другим причинам - ремонт, распутица.

В тему

Константин Хабенский: "Наше время не столь кровавое, 
но перед выбором поставлены мы все"

Актер поделился своими мыслями  о Булгакове, политике и съемках в Голливуде

Не успел на российских экранах появиться нашумевший телефильм Сергея Снежкина "Белая гвардия", как в Донецк пожаловал исполнитель одной из главных ролей Константин Хабенский. И снова с "Белой гвардией", события которой 5 марта развернулись на сцене местной драмы. Казалось, актер осунулся и, как говорится, сдал. Напряженная работа? Только за последние два года на экраны вышли 10 фильмов с его участием. Правда, сам артист отшутился: "Знаете, если б здоровья было побольше, я б еще и в космос полетел! А так все в порядке".

 

О роли Алексея Турбина

- Несколько дней назад на экраны вышел телефильм "Белая гвардия" - и вот вы в Донецке с одноименным спектаклем и в той же роли - Алексея Турбина… Лично вам что ближе?

 

- Мне очень сложно их сравнивать. Роман и пьеса -  это разные произведения. Говорить о том, где было интереснее, невозможно. Я не скажу, что в телефильме "Белая гвардия" было намного легче, чем на театральной сцене. Было нелегко попытаться проникнуть в ершистый характер Турбина-Булгакова. Помимо вот этой сверхзадачи, приходилось еще вслух произносить не только внутреннюю речь героя, что, в принципе, никогда не делается (обычно это происходит за кадром), но и литературный текст Булгакова. Это тоже сложно. Все это нужно было впитать и выдать. Та атмосфера и те отношения, которые нам предлагал режиссер Сергей Снежкин на площадке между своими героями, были очень непросты и иногда поэтизированы. По поводу пьесы я и сейчас готов сказать, что достаточно мало разбега и площади для роли Турбина, для объема и знаковости этой роли. Приходится копать и копать каждый спектакль, додумывать и готовиться к нему не за 5 минут до начала.

 

Об Америке 
и комедиях

- Вы снимались в Голливуде. Где лучше: дома или там?

- Если бы еще говорить не надо было по-английски, там вообще было бы замечательно. Но мне приятнее играть дома. Я люблю наши фильмы. Например, хорошие комедии дорогого стоят. Фильм, который снят не для того, чтобы глупо поржать. Комедия с хорошей ситуацией и тонким юмором мне нравится больше, чем любая трагедия. Заставить человека улыбаться - очень сложно.

 

 

О политике

- Вы ходили на выборы?

- Да. В этом время я был в Москве. Я участвовал в выборах, голосовал за Михаила Прохорова.

- Как вы относитесь к событиям, которые сейчас происходят в Москве?

- Если просто поговорить, то все предвыборные программы и то, о чем говорили кандидаты, - все это рассчитано на добро. Поэтому, мне кажется, глупо было спорить, кричать, махать кулаками и выяснять, кто лучше. Все хорошие, все прекрасные, все хотят сделать лучше. 

- Как думаете, вы бы смогли сделать выбор как ваш герой Алексей Турбин?

- На вопросы с "бы" я не люблю отвечать. Наше время не столь кровавое, хотя и тоже непростое. Поэтому мы делаем свой выбор в сегодняшнем дне, сегодняшней ситуации. Для кого-то он может показаться мельче, для кого-то крупнее и значительнее по масштабу. Но перед выбором поставлены мы все.